Найти в Дзене
TacticMedia

Николай Колядко «Плетёнка Тача»

В предыдущей статье мы рассмотрели разгром американской истребительной эскадрильи в самом начале сражения при Мидуэе. Но всего через несколько часов там же произошёл ещё один воздушный бой, продемонстрировавший, что при наличии грамотной тактики можно успешно бить даже многократно превосходящего противника, воюющего на более совершенной технике.

Рождение идеи

Первые данные о выдающихся характеристиках нового японского морского ис­т­ребителя бы­ли по­лу­че­ны Разведуправлением ВМС США ещё в январе 1941 г., но тогда от них отмахнулись, как от малодостоверных. Меж­ду тем эти самолёты пошли в бой в Китае, и игнорировать по­ступавшую от­туда информации стало уже нельзя. Так что 22 сентября 1941 г. Управление морской авиации опу­б­ли­ко­вало, наконец, разведывательный бюллетень, согласно которому максимальная ско­ро­сть японского ис­требителя «Модель 00» оценивалась в 300-330 узлов [555-610 км/ч] при вооружении две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемёта.

Советник Чан Кайши по авиации капитан Клэр Шэннолт, организатор знаменитых «Летающих тигров», в своих докладах из Китая несколько занижал мак­си­ма­ль­ную скорость «Зеро» – у него она составляла 280 узлов [518 км/ч] – однако отме­чал выдающуюся манёвренность и ско­ро­подъ­ём­ность япон­ской машины. Пос­ле­д­нюю он определял, как «более 1000 м/мин». Очень близко к реальной цифре в 942 м/мин, при том, что скороподъёмность тогдашних истре­би­­телей мо­р­ской авиации США не превышала 700 м/мин. А ещё данный показатель го­­во­рил о высокой удельной мощности и «приёмистости» японской машины.

-2

Всё это не прошло мимо некого Джона Тача, на тот момент капитан-лейтенанта и ко­ман­ди­ра 3-й ис­тре­би­те­ль­ной эскадрильи авианосца «Саратога». Сам авианосец находился тогда на модернизации, а его авиагруппа занималась боевой подготовкой на береговой авиа­базе. Опытный офицер все­рь­ёз задумался над воп­ро­сом, что его эскадрилья, только что перевооружённая на новейшие ис­тре­би­тели «Гру­м­ман» F4F-3 «Уай­л­д­кэт», сможет, в случае чего, противопоставить про­тивнику, которого невозможно ни «пе­ре­кру­тить» в манёвренном «дог­фай­те», ни достать «на вертикалях».

День за днём, Джон Тач, вернувшись со службы, гонял по столу на своей кухне изображавшие самолёты сп­и­ч­ки, пытаясь нащупать тактическое решение. Пока не пришёл к выводу, что в заданных условиях нет никаких шансов придумать что-то, что по­зволило бы гарантированно обеспечить ни классический «заход в хвост», ни хо­тя бы ло­бо­вую атаку. Разве что, в случае грубой ошибки противника.

Единственным вариантом виделось использование гораздо более сложного огня с упреждением на пересекающихся курсах. Но это требовало точной оценки курса и скорости про­ти­в­ни­ка, а также расстояния до него. Тре­бовалось каким-то образом вывести вра­же­с­кий самолёт под огонь с фланга в более или менее стандартных условиях, где даже не самый подготовленный пилот мог бы с достаточной точностью определить все три показателя.

Индивидуальными действиями добиться этого было также невозможно, поэ­то­му Тач задумался о ко­ман­д­ных действиях. Всё те же спички подсказали ему возможный вариант, и он решил опробовать его на практике. В начале октября 1941 г. командир 3-й истребительной организовал учебный воздушный бой, где он вёл четвёрку «обо­ро­ня­ю­щих­ся», а такими же силами «нападающих» руководил командир одного из дивизионов его эс­ка­д­ри­льи, будущий ас старший лейтенант Эдвард «Буч» О'Хэйр.

Эдвард О'Хэйр и Джон Тач на фоне «Уайлдкэта»
Эдвард О'Хэйр и Джон Тач на фоне «Уайлдкэта»

Он был проинструктирован опробовать все из­ве­с­т­ные ему варианты атаки, а для чистоты эксперимента на ручки управления двигателями «оборонявшихся» были по­с­та­в­ле­ны ог­ра­ни­чи­тели, не по­з­во­ля­в­шие выжать более 60% тяги, дабы сымитировать бой с противником, зна­чи­тель­но пре­во­с­хо­дя­щим в скорости (по одной версии, это были проволочки, прикрученные к со­от­вет­с­т­ву­ю­щим рукояткам, по другой – обошлись яркими отметками на секторе газа).

Суть манёвра заключалась в том, что два двухсамолётных звена летели на дис­танции минимального радиуса виража между ними. В случае вражеской ата­ки – вне зависимости от того, какое из звеньев атаковали – они начинали вы­полнять вираж навстречу друг другу, одно с небольшим на­бо­ром вы­со­ты, другое с потерей, пересекали курсы и расходились. Для противника это выглядело бес­смысленно-паническим, ломавшим строй бегством, и он начинал преследо­ва­ние одного из звеньев, превращавшегося таким образом в «наживку».

читать дальше>>>

#мидуэй #битва за мидуэй #история #вторая мировая война #япония #военная история #сша #авиация #авиация сша #авиация японии