Неверное построение предложения с деепричастным оборотом - это едва ли не самый распространённый вид грамматических ошибок.
❗️Для начала вспомним основные положения по теме.
1. Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами (суффиксы деепричастия: а, я, в, ши, вши; вопросы: что делая? что сделав?).
▪️/открыВ книгу/,
/решаЯ трудную задачу/,
/ вовремя не вспомниВ правило/
2. Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, - это добавочное действие при основном (при сказуемом).
▪️Лил дождь, срывая последние листья. (ДОЖДЬ - производитель основного и добавочного действия.)
3. Деепричастие/деепричастный оборот всегда дополняют сказуемое, рассказывая, КАК происходит действие.
▪️Он шёл, ➡️ КАК❓️что-то весело напевая.
4. Деепричастие всегда можно заменить глаголом.
▪️Я лёг, накрывшись одеялом. = Я лёг и накрылся одеялом.
〰️〰️〰️〰️〰️〰️✔️Грамматически верным является такое предложение, в котором предмет (подлежащее) выполняет и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастный оборот)❗️❗️❗️
▪️КОШКА уснула, поджав лапки. (Кошка уснула, и она же при этом поджала лапки).
〰️〰️〰️〰️〰️〰️
🍁Рассмотрим типичные грамматические ошибки, связанные с деепричастным оборотом.
👉 ▪️Проходя под крышей, на меня упала сосулька.
Мы видим самое частое нарушение построения предложения с деепричастным оборотом: основное и добавочное действие совершают РАЗНЫЕ предметы❗️ (По правилу, мы помним, и основное, и добавочное действие относятся к одному и тому же действующему лицу.)
Как исправить ошибку❓️⬇️
▪️Когда я проходил под крышей, на меня упала сосулька. (Предметов 2; каждый совершает своё действие!)
👉▪️Не сдав экзамен, моя судьба была определена. Получается, что судьба была определена, потому что не сдала экзамен? 😱
В этом примере деепричастный оборот (не сдав экзамен) дополняет СИС, выраженное кратким страдательным причастием в именной части (была определена).
Ошибка заключается в том, что в этом примере основное и добавочное действие тоже относятся к разным производителям! Причина: страдательные причастия - показатель того, что на предмет КТО-ТО или ЧТО-ТО оказывает воздействие.
Как исправить ошибку❓️⬇️
Я не сдал экзамен, поэтому судьба моя была определена.
👉▪️Успешно сдав экзамены, выпускники зачисляются в институт.
Здесь тоже очевиден второй исполнитель действия. Выпускники сдали экзамен, а зачисляют на учёбу в институт их другие лица!
Причина ошибки: наличие возвратного суффикса (постфикса) -СЯ на конце сказуемого, что придаёт ему страдательное значение.
Как исправить ошибку❓️⬇️
🍂Выпускники успешно сдали экзамены, и их зачислили в институт.
🍂После успешной сдачи экзаменов выпускники были зачислены в институт.
👉▪️Не сдав экзамен, ему было грустно.🥺
Подлежащего НЕТ! Это говорит о том, что НЕТ производителя действия. В таком случае использование деепричастного оборота недопустимо ❌️ (кроме ряда случаев, о которых ниже пойдёт речь ⚡️)!
Как исправить ошибку❓️⬇️
▪️Не сдав экзамен, я загрустил. (Чтобы исправить ошибку, надо построить предложение с подлежащим!)
🔅 Рассмотрим несколько случаев, где НЕТ ПОДЛЕЖАЩЕГО, НО строить предложение с деепричастным оборотом МОЖНО.
👇При глаголе в повелительном наклонении
▪️Решив задачу, запишите ответ.
▪️Переходя дорогу, смотрите по сторонам!
👇 При глаголе в неопределённой форме (показатель -ть, -ти, -чь на конце слова). Инфинитив входит в состав СГС с модальным вспомогательным словом.
▪️Выполнив работу, надо тщательно провериТЬ написанное.
▪️Гуляя по лесу, приятно вдыхаТЬ аромат листвы.
👇 В односоставном определённо-личном предложении, где легко определяется производитель действия
▪️Приезжая к бабушке в деревню, наслаждаемся ароматом горячего хлеба. (Производитель действия - мы).
〰️〰️〰️〰️〰️〰️
Мы рассмотрели ОСНОВНЫЕ виды ошибок в построении предложения с деепричастным оборотом. В затруднительных случаях следует строить предложение по классическому правилу:
✔️подлежащее + сказуемое + деепричастный оборот, где ОБА ДЕЙСТВИЯ совершает ОДИН и тот же предмет, то есть подлежащее.