Найти в Дзене
Strategy Partners

Санкционные ограничения, наложенные на лесную отрасль, могут значительно повлиять на итоговые результаты 2022 года

Оглавление

24 августа 2022 года Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала отчет об объемах промышленного производства в России в январе — июле 2022 года. Приводим сравнительную статистику объемов производства продукции ЛПК за январь — июль 2022 года и весь 2021-й

-2

Согласно данным статистики, за первые 7 месяцев все позиции демонстрируют положительную динамику. Однако санкционные ограничения, наложенные на отрасль, могут значительно повлиять на результаты по итогам всего 2022 года. Положительную динамику продаж показали ориентированно-стружечные плиты (OSB). Несмотря на сужающийся месяц к месяцу экспорт, производители продают накопившиеся остатки на складах и строят оптимистичные прогнозы производства на следующие несколько месяцев.

Фанерные комбинаты продолжают сокращать объемы производства. Согласно доступной статистике, июльский объем производства стал минимальным за последние несколько лет (223 тыс. м3). В свою очередь, низкая загрузка производственных мощностей ограничивает закуп фанерного кряжа на открытом рынке. Неконструкционные плиты (MDF/HDF/ДВП/ДСП) пока находятся в периоде «не сезона». Предложение на рынке превышает уровень спроса. На рынках, как внутреннем, так и СНГ, появляется все больше предложений белорусских производителей, которые так же, как и российские производители, живут в условиях экспортных ограничений со стороны Евросоюза.

Что происходит с производством фанеры?

-3

Основной экспорт фанеры в 2021 году приходился на страны Европы и США (67%). На фоне санкционного давления продолжается снижение объемов поставок за границу, так экспорт фанеры в июле 2022 г. составил 120 тыс. м³, что более чем в 2 раза ниже показателя июля 2021 г. (250 тыс. м³). Как отмечают в Минпромторге, в стране производили 4 млн кубометров фанеры, 3 млн из них шли на экспорт, преимущественно в Европу. В июле 2022 г. экспорт фанеры в Европу обвалился более, чем в 20 раз — до 6 тыс. м³, по сравнению с июнем 2022 г. (около 130 тыс. м³). Прогнозировать переориентацию европейского экспорта фанеры в  сопоставимых размерах на восток сложно из-за проблем с востребованностью на азиатских рынках, логистикой и стоимости с учетом всех затрат. Существенно увеличить потребление выпускаемых объемов продукции внутри страны оперативно не получится.

Драйвером роста интереса к фанере может стать развитие деревянного домостроения и мебельной индустрии.

Европейцы покупали высокие сорта и ценили продукт из России за хорошее качество, а на внутреннем рынке предпочтение чаще отдается традиционному формату «квадрат» (лист 1525 на 1525 мм) низких сортов. Участники рынка опасаются, что, если весь объем фанеры, уходивший в Европу, хлынет на внутренний рынок, цены рухнут. Производители не готовы работать себе в убыток, и уже сейчас на заводах снижается загрузка мощностей. Пока решения по полной компенсации потери доли европейского рынка не найдена. Усиление внутренней конкуренции среди российских предприятий может привести к падению цен вплоть до себестоимости, остановке производства и возможному банкротству.

Идем на Восток

О переориентации рынков сбыта лесопродукции на Восток говорится сегодня много. Но в текущих условиях лесопромышленникам сложно не только найти потребителей, но и доставить им свою продукцию. Сегодня ж/д транспорт, особенно на восточном полигоне, испытывает значительные сложности. Планы по развитию сети пунктов пропуска уже частично реализованы: с 1 сентября погранпереход Махалино — Хуньчунь работает круглосуточно, готовится к открытию переход Нижнеленинское — Тунцзян, реализуется инвестиционный проект по увеличению пропускной способности участка Гродеково — Суйфэньхэ, также планируется модернизировать погранпереход Забайкальск — Маньчжурия.

Проблема заключается в том, что китайская сторона готова принимать гораздо меньше грузов, чем могут отправлять российские экспортеры. Так, по данным РЖД, в Забайкальске объемы заявок, поданные российскими экспортерами, в 9,2 раза превышают объемы, согласованные китайской стороной, в Гродеково — в 15,4 раза. С контейнерными перевозками ситуация аналогичная: поданные заявки превышают возможности китайских партнеров в 13 раз. Сейчас перевозчики и участники рынка обсуждают вопрос диверсификации маршрутов поставок. Для европейских поставщиков, тех, кто расположен на северо-западе страны, можно использовать российские порты в Азово-Черноморском бассейне, коридор «Север — Юг». Первые контейнерные поезда уже пошли через восточную ветку через Казахстан, Туркменистан.

#лесопромышленный комплекс #лпк