Найти тему
Sisyfos

Русь, куда ж несёшься ты?

И.Е.Репин "Самосожжение Гоголя" (фрагмент) 1909 г.
И.Е.Репин "Самосожжение Гоголя" (фрагмент) 1909 г.

При рассмотрении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» следует утвердить идею целостности «мифа», которому автор следует при построении структуры произведения. Источник человеческого разума, область зарождения самой мысли о действительном обнаружить по определению невозможно. От зарождения течения европейской философии периода досократиков, их учения о природе, определяющего единство проявлений стройности в жизни людей, до нас дошла фраза, заключающая в себе вероятный исход разума «до…» эры авторов, оставивших документальное сведения о собственном наследие. «Всё есть вода». Мысль обрела форму в интерпретации «отца греческой философии» Фалеса Милетского.

Спустя несколько тысячелетий русский писатель Гоголь изменит направляющую для потока утверждения единства идеи и представит следующие строки: «…Летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет».

Определяется стилистический переход русской литературы эпохи романтического дендизма к реализму. Для стиля позднего Гоголя характерно обличительное изображения ограниченности разрушителей духовности, себялюбия и отрицания божественного, как порождающего мирской порядок. Миф «Мёртвых душ» основывается на поэме флорентийского изгнанника Данте Алигьери, в которой итальянский автор через личностные переживания по смерти любимой приводит новую трактовка теории постоянства разума в трансцендентной реальности.

Христианская религия – материал для творческой интерпретации автора. Николай Васильевич, как и его вдохновитель, описывал закономерности существования места недоступного, лишённого прежних качественных функций. Потустороннее для Данте, жизнь после смерти – действительность разрушения прежнего строя России.

Каждый помещик у Гоголя отражает различные психотипические позиции к прошедшем, утраченному. Грёзы о будущем и отсутствие знаний о прошлом и настоящем у Манилова. И обратное. Крохоборство Плюшкина, как основа порядка жизни текущей, плач по утраченному счастью в прошлом и отсутствие светлого будущего. Показ разложения помещичьего строя завершается уничижением значимости прежних совокупностей предмету изысканий мыслителей, рассматривавших русскую нравственность и духовность. «…И дают ей дорогу другие народы и государства».

На практике поиска «русского пути» основывается старец Филофей в своей концепции «Москва – третий Рим». Окружённая территориями, захваченными или принадлежащим народам иной от православия веры, Русь, как преемница распавшейся империи, должна воспрепятствовать разрушению «истинной» внутренней духовности. Гоголь частично отсылается к идеи, при этом, определяя некую несвоевременность перехода других авторов к поддержке теоретики древности. Здесь мы видим проявление несформировавшегося метамифа реализма, но писатель всё же не до конца следует концепции развития значимости данного элемента. Неслучайно, что Гоголь всё-таки позволяет тройке, которую он контекстно сравнивает с самой Русью, унестись в неопределённое будущее всепоглощающего пейзажа. Последняя закономерность также раскрывает нам новаторство в раскрытии личности через внешние обстоятельства и детали.

Довольно критически о работе Гоголя высказался поэт А.А.Фет. Последний уповал на факт неосведомлённости живущего и творящего за границей автора в делах управления и структурного строя России. Действительно, дóлжно описать проблему отнесения предмета культуры определённой этнической группе. Что есть русская литература? Возможно ли разделить искусство и литературу по типологии мышления? Гоголь создал «Мёртвые души» в Риме по структуре произведения итальянского поэта, взаимодействуя с трудами мыслителя древней Руси, пренебрегая мнением «осведомлённых» в правах и обязанностях управленческого сословия авторов-критиков.

Что из всего перечисленного опровергает или подтверждает утверждение о том, что творчество рассматриваемого писателя относиться к культуре русской? Ответ мы сможем обнаружить в методике «отражателей» личности.

Для упомянутых выше романтических денди главной измеряющим индивидуальность было зеркало. Жить и умереть перед искусственным отражателем – главное желание себялюбивого эстета практики вечного отрицания. Но течение реализма предполагает постепенное раскрытие понятия полуденной свободы. В творчестве Гоголя мы можем наблюдать течение эволюции от вечного отрицания к позволяющего сказать «да» даже будущему признанию значимости человека-личности в судьбе общества, народа, государства.

«Русский путь» Гоголя ведёт в неопределённое пространство, где светлое будущее должно наступить, но размышлять о нём пока не имеет смысла. Главная цель настоящего – определиться в пространстве отражателей. Только русский народ берёт право на отнесение культуры к категории значимых элементов или продукту невыразительному и вредному.

Деталь, как характерный приём стиля Гоголя, связывается с определением эстетики художественной формы основой для построения самой структуры произведения. Аналитические размышления здесь писатель уподобил внутреннему метатексту пространства личности. Поток жизни и прямое раскрытие структуры представляется для рассмотрения не только читателю, но и самому автору. Последний не только воспроизводит и анализирует текст, но и используют особые ремарки, переходящие в лирические отступления.

«Мёртвые души» – поэма с несколькими уровнями не только восприятия сюжетной структуры, но и óбластного описания мира «для» героя. Детальный красочный быт разложения перемежается с зачатком идеи просвещения для общности. Архаичность и консерватизм в изображении мифа всё-таки создаёт противоречие. Но и назвать Гоголя реформатором в областях политики и идеологии сложно. Писатель – обличитель, который не стремиться к метафизическому террору.

Извечное стремление личности к солидарности с реальностью развивает конфликт противопоставления человека движущей силе, которой он обязан своим существованием. В финале великой поэмы главный герой Павел Иванович Чичиков становится частью одновременно двух психотипических комплексов, составляющих особую внутреннюю целостность сведущего о великой цели. Нестись на тройке в бесформенную даль от общества разложения, отдаваясь области природного наслаждения от «быстрой езды», ощущения необъяснимой эйфории, меланхоличного распыления сознания.

Жители города N являют нам грехи отступления от божественного пути к миру животного инстинктивного начала природы. Но у греческих философ это проявление обуславливались естественным стремлением существа к единству с окружающим пространством, бытием. Настоящий пассионарий всегда стремиться к постановке великой цели на пути к её разрешению – смерти. Но жизнь без мотивирующих постановок есть небытие «живого трупа». Данное определение раскрывает бездуховность обличаемого Гоголем строя.

Детализация в раскрытии мира гнили и сопоставление с проекционной областью природных явлений на судьбу Руси – миф «Мёртвых душ». Здесь мы видим отклонения от течения мысли Данте. Вспомним седьмой круг ада из поэмы.

Насильника над собой обращаются в деревья, и гарпии, питаясь листвой их крон, наносят им мучительной страдания. В лимбе природа – это пейзаж, на фоне которого мыслители прошлого страдают от меланхолии и нищеты собственной философии. Гоголь не воспользовался первым образом, но раскрыл его присутствие в нескольких образах поэмы, а именно, в игроке Ноздреве и в «скупце материальном и расточителе нравственном» Плюшкине. Нельзя ли уподобить дорогу и простор финала произведения структурному существованию в лимбе? Здесь мы переходим к раскрытию персонажа Чичикова.

Определение личности главного героя остаётся предметом, вокруг которого строится фабула произведения. Нам представляется практически весь цикл его жизни. Но внутренний мир Чичикова в значительной степени не определён. Лишь линия стойкости и целеустремлённости остаётся наиболее чёткой прямой на пути к реализации индивидуального потенциала, который, конечно же, обесцениться в финале/конце/после смерти. Наблюдатель Чичиков, не имеющий возможности вмешаться в течение бытия. Философия отсутствующего или постороннего. Герой ничего не отражает. Для общества Чичиков – пустышка, не способная определиться даже в собственном функционале. Он лишь анализирует и вычленяет закономерности. Русь продолжит нестись в неопределённое пространство, а Павел Иванович останется неопределённым пятном другой области, шестерёнкой брошенного механизма.

Проекция мнения Николая Васильевича Гоголя в поэме играет важную роль. Автор работает над анализом основ нравственности не только окружающих, но и собственной. С «Мёртвыми душами» связаны одновременно и триумф в творчестве и духовное страдание по русской литературе. Гоголь не завуалировал проблемы народа, но и не кричит о них. Он советует и нам и себе. Оставить пустоты пропасти, вырытой для человека без родины. Пустышки-персонажи, страдающие в агонии собственной бесцельности, отсутствия цели, не придуманы автором. Гоголь лишь записывал за жизнью, поэтому он так близок русскому народу. Поэма переливается из одной души в другую, залечивая раны. Размыкаются объятья литератора, творящего добро, описывая нам великое зло.

Спасибо за прочтение.

Ваши подписка, лайк и комментарии помогут автору статьи.

#культурароссии #культура #литература #искусство #русскийязык #философия #история #19век