Мой младший сын пошел в этом году во второй класс. Вроде не в первый, уже во второй. Но мамой школьника я почувствовала себя - только в этом. Только в этом я почувствовала, что он вырос. Только в этом перестала судорожно мониторить - вывозит ли? Не устает ли? Может прогулять и погулять? 7 лет ему исполнялось 3 сентября. Если бы день рождения у него был хотя бы 15 октября - я бы даже не раздумывала, и шел бы он сейчас в первый, а не во второй. Третье сентября сбило меня с толку. Это что же, если не сейчас, то почти в восемь???? Опять же учительница мечты класс набирает. Опять же друзья в тот же класс идут. Да и вообще - он же умный! И, в отличие от старшего брата, мастера по акциям протеста, покладистый.
Много факторов совпало, чтобы было принято именно то решение, которое принято. Но все же я теперь считаю, что совершила ошибку. Я аккуратно наступила на те самые грабли, от которых предостерегаю родителей. Действительно умный. Действительно хочет знать. Действительно задаёт вопросы и требует ответов. Вот только школа - она про другое. И признаки готовности к школе - другие, а достижение семилетия - вовсе не гарантия этой самой готовности автоматически.
Опережая предположения - никаких проблем со школьным обучением нет. Школа - та же, любимая, несистемная, к диалогу открытая, долго со старшими жданная. Читает, считает, пишет (кривовато пока, но мы решаем эту проблему), дружит, успевает. Проблем и в прошлом году особо не было - но именно на контрасте с предыдущим годом я теперь вижу - все же был маленький. Не случилось ничего страшного и не случится, только ещё годик детства ох как не помешал бы.
Я пишу эту статью, потому что всё-таки "позже" отдавать детей как-то не модно. Он у вас дурачок, что ли. Я это уже слышала, когда пошел в школу мой старший, ноябрьский, в 7,10. Нет, не дурачок. Но я совершенно точно видела, что отправка в школу этого мальчика в 6,10 лет на несколько превратит мою жизнь в хороший такой адочек. Нет, не потому, что дурачок. А потому, что в 6 лет донести словами через рот обязательность и ежедневность обучения я точно знала, что не получится. Хочу тогда было для него важнее надо, и возможно я малодушна, но выдерживать ежедневные дискуссии на эту тему была не готова. В 7.10 он меня уже услышал.
Если бы младший тоже был ноябрьский! Но без трёх дней восемь... Стереотипы нагнули и меня. Не дурачок же, в самом деле.
То, что он действительно вырос, я поняла в этом году. Когда раньше мы куда-то шли семьёй, пусть даже на самую увеселительную прогулку - мы то и дела оборачивались и звали - Даня! Даня охотно шел вместе с нами, но со скоростью всегда чуть меньшей, чем общая масса, хотя мы вроде бы подстраивались. Расстояние между нами увеличивалось, приходилось останавливаться и ждать... Ускорить процесс было можно, когда было настроение пофантазировать. Дань! А давай мы будем семья собак, и ты щенок! Гав - и ура, несётся впереди. Этой осенью я с некоторым удивлением, все же привыкла за много лет, обнаружила что больше никого не жду. Все либо идут рядом, что-то обсуждая, либо вприпрыжку скачут впереди.
И то лисички, то собачки дома больше нет тоже. Налепить из пластилина персонажей и поиграть ими, поспать с плюшевым котом - это и сейчас пожалуйста, но сам уже не лисичка и не котик. Почти никогда.
Собираемся на выходные на дачу, на даче любимый друг, который, к сожалению, в эти выходные не приедет. Даня об этом знает, и, садясь в машину, мечтательно тянет - Эх, хоть бы Миша там был! Замечает мой убивающий взгляд и смеётся - да знаю я, мам, что его нет! Ещё год назад он бы до самого порога верил, что Миша всё-таки есть. Просто потому, что он так ХОЧЕТ. А потом ныл бы, как так, он так ждал, а Миша не материализовался. Ого-го кстати признак взросления, я у многих и в 40 его не наблюдаю, напишу статью как-нибудь.
Рассказываю анекдот - о, надо же тоже смеётся. Сам рассказывает - мне тоже смешно. Не из вежливости снисхожу к маленькому и очередной пурге, которую он несет - а реально смешно. Вот эта вот детская какая-то альтернативная реальность и особая логика - ее больше нет. Есть нормальное общение на равных с учётом только разницы кругозора.
Весь прошлый год я слушала стенания по садику. Мы даже на кружок туда записались - просто чтобы ещё немного побыть в тех стенах. А в этом году - наконец отпустило обоих. Ну какой садик, длинный такой уже, смотрите. Окончательное - все. Точно пройденный этап. Вспомним с благодарностью и отпустим. В том году - нет, не отпускалось.
Весь тот год - страданий особых не было. Трудностей особых не было. Тоска какая-то была. Лёгкая потерянность. Прямо видно было, даже внешне - не дотянул. Ма-лень-кий. Если хотите, интуитивная. В этом году - солдатик. Встал, пошел, сделал. Отпросился, позвонил, подождал. Как рыбка в воде он в школе плавает, как и старший в свое время плавал. Только старший такой был сразу в свои 7,10. В том году жалко было, каждый день. В этом - нет. Все на своих местах.
Я это к чему... Наверное особо ни к чему, сегодняшняя статья сугубо личная, а опыт у каждого свой. Наверное к тому, что интуиция, а не стандартизированные тесты, иногда бывает полезна. Если кругом все поют, что поздно или, наоборот, рано, что вредно, или, наоборот полезно - а интуиция вам кричит, что надо наоборот... Может вы и правы. Если всевозможные игровые формы, песенки и письма от лисички пока остаются для ребенка более предпочтительным руководством к действию, чем прямая инструкция - наверное точно рано в школу. Да, в школе по-прежнему должно находиться место игровым методам и приемам - но это уже скорее реверанс уходящему детству, не более. Картинка в учебнике, солнышко в тетради... Пока у вас на полном серьёзе котик - не надо туда.
Системы наши - уж точно не то место, куда надо спешить и толкать неготового ребенка. В садик в год, в школу в шесть... Мы куда-то опаздываем? Или нам так невыносимо с собственными детьми? Или... что люди скажут? Последнее точно не должно быть аргументом.
А вы сторонник попозже или пораньше? Или на ребенка посмотреть? Чем руководствовались, принимая решение?