Продолжаем детально разбирать формат Всероссийских проверочных работ (ВПР). В статье поговорим о критериях оценки проверочной.
Больше о формате читайте в предыдущей статье:
Кто проверяет ВПР в школах?
Все задания проверяют учителя, а затем вносят данные в единый реестр и отправляют в ФИОКО. Для перевода баллов ВПР в оценку можно воспользоваться шкалой.
Какие типы заданий есть в ВПР?
ВПР включает задания базового и повышенного уровней сложности. По подходам – учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
- Учебно-познавательные задачи оценивают навыки, важные для освоения предметных знаний: умение проводить логические операции, переносить и интегрировать знания, использовать графическую информацию различных типов.
- Учебно-практические задачи проверяют умение разрешать проблемные ситуации в условиях неопределенности (когда нет однозначного ответа), способность использовать различные способы коммуникации в соответствии с заданными параметрами.
Какие метапредметные результаты оцениваются на ВПР?
Владение межпредметными понятиями, универсальные учебные действия в учебной, познавательной и социальной практике.
Межпредметные понятия – универсальные понятия, которые применяются в различных областях знания (например, понятия "метод", "эксперимент", "знак", "анализ" и т.д.)
К универсальным учебным действиям относят:
- смысловое чтение,
- навык коммуникации для решения поставленной задачи,
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
- умение строить причинно-следственные связи, логическое рассуждение и делать выводы,
- умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы.
Есть ли универсальные кодификаторы?
Да, ФИПИ разработало универсальные кодификаторы с требованиями по предметам и по классам. Для каждого предмета и класса также есть описание контрольных измерительных материалов, где приведены основные проверяемые элементы содержания (КЭС) и умения (КТ).
Как оценивать работы учеников?
Для начала разделите оценку метапредметных и предметных навыков. Это поможет составить полное представление о результатах обучения конкретного ученика.
Анализируйте каждое задание, опираясь на кодификатор. Рекомендуем составить таблицу, в которой для каждого задания будут указаны его тип, итоговый балл за ответ, проверяемые элементы содержания (КЭС) и метапредметные умения (КТ).
В описании КИМ есть таблица, в которой для каждого задания указаны КЭС и КТ, занесите в свою таблицу те, что имеют непосредственное отношение к заданию.
Как проверять ВПР?
Сопоставляем ответ ученика с эталоном. Выделяем ключевые элементы для развёрнутого ответа и выставляем соответствующий балл (1-3).
Анализируем ответ с точки зрения предметного содержания (+/-): если задание выполнено абсолютно правильно, ставим "+" во всех ячейках. Если задание выполнено частично, ставим "+" за верные и "-" за ошибочные элементы содержания. Затем азбираем метапредметные навыки.
Ученик может уметь работать с графической схемой, понимать, что от него требуется в задании, но допустить предметные ошибки.
Если имеется верный подход с позиции механизма выполнения, но допущена предметная ошибка, в ячейках для КТ ставим "+" (в одной или во всех, исходя из того, как выполнено задание).
Если ученик не понимает сути задания или не приступал к его выполнению, в ячейках для КТ ставим "-".
Такая система оценки занимает время, но даёт эффективную диагностику знаний. Для каждого ученика вы сможете не только назвать количество баллов и оценку, но и выделить знания и навыки, которые успешно сформированы или требуют отработки.
Кодификатор поможет вам установить причины затруднений: например, ученик не владеет смысловым чтением, у него не сформированы логические операции или нет базовых знаний по предмету.
Елена Буренина, методист Учи.Дома
#ВПР #учи.дома #образование #онлайнобразование #онлайншкола
Читайте больше по теме: