Данная статья написана для сообщества СтиХия Рифм.
Для каждого региона и века характерна собственная традиция чтения стихов вслух. Например, в Китае первые упоминания о цитировании текстов из древнейшего поэтического сборника «Ши цзин» во время публичных выступлений датируются VIII-V веком до нашей эры. Для Китайских чиновников и правителей — это был метод дипломатии, обязательный к изучению и освоению.
В русскоязычной поэзии бум интереса к искусству декламации пришелся на начало ХХ-го века и был связан с опытами выступлений символистов и пост-символистов.
Магический эффект, который производило на публику чтение стихов Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Белого и других поэтов, стал одной из причин появления Института живого слова и Кабинета изучения художественной речи, благодаря которым голоса Серебряного века дошли до наших дней.
Какие же вопросы интересовали исследователей?
Максимилиан Волошин при анализе сборников Осипа Мандельштама и Софии Парнок утверждал, что «… в стихе голос поэта продолжает жить со всеми своими интонациями».
Действительно, когда мы читаем стихи полностью сформировавшегося поэта, у нас создается ощущение, что мы «слышим» текст.
Что же это — реальные интонации автора или же единое звучание лирического субъекта, часто называемое «найденным поэтическим голосом»?
В результате экспериментов было подтверждено, что интонации, заложенные в стихах, не совпадают с интонациями, характерными для обычной речи и выступлений автора или актера. Однако каждое прочитанное, но не произнесенное вслух, стихотворение звучит в сознании «внутренним голосом» читателя, и тексты даже давно ушедших авторов могут восприниматься очень похоже.
Это значит, что возникающие при звучании стихотворения смыслы — в основном результат читательской и исполнительской интерпретации.
По этой причине актерское чтение часто разительно отличается от чтения авторского.
Яркий пример — декламация Иосифа Бродского. Звучащая речь обезличена, монотонна и даже скучна, но позволяет слушателю самому расставить смысловые акценты, уловить собственные значения, в то время как яркое актерское чтение уже является интерпретацией и этой свободы не дает.
Важно понимать, что декламация поэтов Серебряного века была, скорее, актерской. Ранее упомянутый Александр Блок даже вел тетрадь «Моя декламация», куда записывал основные принципы художественного чтения и отмечал интонации («жадная радость», «гордое злорадство», «сарказм»), которые слушатель должен был понять во время звучания того или иного отрывка, а Маяковский и Есенин через звучание создавали сценический образ.
Еще одним моментом возможной зрительской интерпретации поэтической интонации было техническое сопровождение. Выступления символистов в небольших помещениях не могли сравниться с выступлениями шестидесятников, которым приходилось четко декламировать свои стихи в микрофон на многотысячный стадион.
Несмотря на бесконечное множество интерпретаций, поэт все же может самостоятельно управлять внутренним голосом читателя.
Гидом по интонации становятся графические приемы.
Каждую новую строку или строфу следует воспринимать как новый вдох (менее и более длинный, соответственно), а знаки препинания, повторы, диссонансы и ассонансы как то, что прерывает, замедляет или усиливает дыхание. Этот принцип работает потому, что речь (даже при чтении про себя) — это звучащий выдох.
Чтобы лучше понять этот принцип, следует обратиться к sound-poetry или «зауми», отбрасывающие привычные значения слов, но сохраняющие и развивающие смысловую глубину интонационного звучания с помощью соотношения звуков и пауз.
Опять же, далеко не все тексты, следующие логике разделения как дыхания, могут быть воспроизведены голосом.
Большинство примеров визуальной поэзии так неупорядочены или изобилуют разделительными знаками, что заметить и воспроизвести большую часть смысловых коннотаций можно только с помощью внутреннего голоса или же смириться с тем, что визуальная составляющая лишь эстетически дополняет смысловую.
Сегодня в России самые популярные «звучащие» поэтические форматы — мелодекламация и СЛЭМ-поэзия. Мелодекламация, характерна для выступлений лирических поэтов, служит в качестве фона для создания нужной декламатору атмосферы, слэмовая же поэзия, напротив, ориентируется исключительно на чистое и часто агрессивное звучание голоса. Поэты-слэмеры используют в своих текстах ритмику, характерную для рэпа, и звуковые шумы, пытаясь эпатировать публику.
Использованные материалы:
1) Поэтическая декламация в современной китайской поэзии.
Юлия Дрйезис https://postnauka.ru/video/89451
2) Звучащий Серебряный век. Читает Поэт https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113498
3) Звучащая художественная речь: Работы Кабинета изучения художественной речи (1923-1930)
ОРИГИНАЛ СТАТЬИ с дополнительными материалами: https://vk.com/@stihiyarifm-poeticheskaya-deklamaciya-ili-kak-my-chitaem-stihi