Дмитрий Перекалин доктор химических наук, заведующий лабораторией в ИНЭОС РАН
Суть открытия состоит в создании простого и надежного метода соединения двух молекул между собой — практически любых молекул. Слово «клик» в названии обозначает, что реакция идет так же легко, как защелкиваются детали конструктора или кнопки на одежде. Важно, что клик-реакция проходит надежно вне зависимости от того, как устроены молекулы. Продолжая аналогию, кнопка защелкивается независимо от того, какого цвета куртку вы надеваете или же закрываете рюкзак — важно только наличие кнопки. Это сильно отличается от большинства химических реакций, которые чувствительны к структуре всей молекулы.
Присуждение этой премии было ожидаемо и предсказано еще 2013 году агенством Томпсон-Рейтерс, которое тогда владело крупнейшей базой, индексирующей научные статьи Web of Science.
А вот состав лауреатов очень удивил. Шарплесс предложил изначальную идею и вполне заслуживает премии, хотя он ее получает уже во второй раз (первый раз в 2001 году). Многие коллеги считают, что давать Нобелевскую премию второй раз — это чересчур, поскольку есть много достойных ученых, которые и одной премии не дождутся.
Бертоззи продемонстрировала применение клик-метода в биологии и медицине, поэтому тоже совершенно справедливо отмечена премией. А вот вклад Мелдаля мне кажется весьма умеренным. Третьим лауреатом вместо него, я уверен, должен был быть Валерий Фокин, который работал вместе с Шарплессом, а потом и самостоятельно над этой тематикой с самого начала и внес в эту сферу химии основополагающий вклад.
Открытие клик-химии уже приносит человечеству пользу, просто это не так заметно для неспециалиста. Хороший пример, который приводит и нобелевский комитет — с помощью клик-реакции вы можете прикрепить к какому-нибудь белку светящуюся (флуоресцентную) метку и потом с ее помощью изучать, где белок накапливается в организме и что он там делает. Кстати, такие метки активно делают России.
Однако применение клик-химии не ограничивается медициной. Тот же Валерий Фокин на основе этой реакции делал клей, прочность которого приближается к сварке металла.