Сафо была древнегреческой поэтессой, писавшей лирические стихи, известные своей сильной страстью и описанием любви. Поскольку она родилась на острове Лесбос, ее также называют первой лесбийской поэтессой.
О ее реальной жизни известно мало, хотя она родилась около 620 года до н.э. и умерла примерно 50 лет спустя.
К сожалению, большая часть ее поэзии была утрачена, хотя некоторые стихи были тщательно собраны по сохранившимся фрагментам.
Подробности ее жизни трудно собрать воедино, поскольку существует мало надежных источников. Например, историки не уверены в том, следует ли считать ее стихи надежным автобиографическим свидетельством.
Что мы знаем о Сафо
Ее семья, по-видимому, принадлежит к аристократической семье на Лесбосе, большом греческом острове. Вероятно, они жили в Митилини, которая тогда была значительным городом на острове. Одна традиция гласит, что она вышла замуж за человека по имени Церцилас, который был родом с острова Андрос, и у них была одна дочь по имени Клейс. О Сафо говорили, что она невысокая и темноволосая; ее друг и коллега-поэт Алкей описал ее как "фиолетововолосую, чистую, с медовой улыбкой".
Похоже, что Сафо была влиятельной фигурой в местном сообществе. Ее поэзия отсылает к интригам придворной жизни и посещаемым мероприятиям, таким как фестивали и военные парады. Похоже, она привлекла группу студенток, которые интересовались учением и поэзией Сафо. Иногда это рассматривалось как окончание школы для девочек с обучением молодых девушек до того, как они выйдут замуж. Верховным божеством школы была Афродита – греческая богиня любви и сексуального желания.
Свидетельства того периода свидетельствуют о том, что она и ее семья были временно сосланы на Сицилию из-за политических проблем на острове Лесбос.
Сексуальность Сафо
Сапфо иногда называют лесбиянкой. Слово "лесбиянка" на самом деле происходит от места ее рождения – лесбос. Однако нет никаких веских доказательств ее сексуальности. Ее стихи выражают огромную страсть к самым разным людям – как мужчинам, так и женщинам; они могли быть автобиографичными или нет. Кроме того, в греческой культуре было более широкое признание гомоэротизма, когда любовь к представителям того же пола считалась нормальной практикой. Вполне вероятно, что сообщество молодых женщин Сафо было похоже на исключительно мужские общества Афин и Спарты. В сочетании с ее интенсивной поэзией это сделало Сафо ранней фигурой лесбийской литературы. Например
По моей плоти пробегает мягкий огонь,
Мои глаза теряют зрение,
Мои уши не слышат ничего, кроме рева ветра.
Все черное.
Пот ручьями стекает с меня,
Меня охватывает дрожь,
Цвет сходит с меня, как с травы осенью.
Я почти умираю.
Философ Максим Тирский писал, что дружба Сафо была похожа на дружбу Сократа, предполагая, что у Сафо был круг друзей–единомышленников, объединенных любовью к искусству, поэзии и культуре. Было высказано предположение, не имеющее большого авторитета, что Сафо, возможно, была главой какой-то официальной академии, похожей на школу. Однако, скорее всего, это будет менее формальный круг друзей.
Поэзия Сафо
Поэзия Сафо часто вращается вокруг тем любви и страсти и отличается ясностью и простотой языка; в ее стихах есть большая живость и прямота. Стиль часто разговорный, создавая впечатление непосредственности и действия. Стихи также были спеты на музыку, что означало, что они должны были быть лирическими по форме.
“Вернись ко мне, Гонгила, сюда сегодня вечером,
Ты, моя роза, со своей лидийской лирой.
Там вечно витает вокруг тебя восторг:
Желанная красавица.”
(из "Пожалуйста" Пола Роша)
Ее поэзия также включала пересказы известных греческих классиков, таких как:
“Кто-то видит армию всадников, кто-то пешую армию
, а кто-то говорит, что флот кораблей - самое прекрасное зрелище
на этой темной земле; но я говорю, что это все, что
вы пожелаете:
и возможно ли сделать это совершенно ясным
для всех; для женщины, которая намного превзошла всех остальных
в ее красавица Елена оставила своего мужа —
лучшего из всех мужчин —
позади и уплыла далеко в Трою; она не пожалела
ни единой мысли ни о своем ребенке, ни о своих дорогих родителях
, но [богиня любви] сбила ее с пути
[желать...]
[...который]
напоминает мне сейчас Анакторию,
хотя и далекую,
Ее стихи были написаны на эолийском диалекте греческого языка; поскольку этот диалект был довольно редким, это объясняет, почему ее стихи становились все более утерянными по мере того, как все меньше людей могли их перевести. Трудности, связанные с эолическим греческим метром, также означают значительные различия в английских переводах.
Однако даже в классический период ее слава была общеизвестна. Платон называл ее десятой музой. В средневековый период ее репутация чувственности и гомоэротизма привела к тому, что ее работы стали менее известными, но в двадцатом веке интерес к ее творчеству возрос. Этому возрождению способствовало обнаружение в 1896 году многих древних текстов на свалке в Оксиринхе – древнем месте, где были заново открыты многие стихи и фрагменты произведений Сафо.
Смерть Сафо
Одна из легенд о смерти Сафо гласит, что она покончила с собой, бросившись с Левкадской скалы из-за любви к молодому моряку по имени Фаон.
Поддержи канал лайком и подпиской!