Я как-то задумалась - почему фрейлины уходили в монастырь? Графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, влюбилась в Великого князя Михаила Михайловича, отказалась от мирской жизни.
Неуместная любовь, царский гнев, предательство любимого - ветреный князь Михаил вскоре заключил морганатический брак с другой графиней... Но почему не с ней?
Фрейлина последней российской императрицы Анна Вырубова приняла постриг после нечеловеческих мук и унижений, через которые прошла в застенках Петропавловской крепости.
Она приняла постриг в обители на Валааме и стала мирской монахиней. Умерла Вырубова в Хельсинки в 1964 году, пережив большинство своих мучителей.
В царствование Екатерины Великой из фрейлинского списка по этой причине исчезли четверо.
Три фрейлины инсценировали свою смерть, мечтая странствовать по Руси. Девушки оставили свои платья на берегу, надели простые рубахи и сбежали. Императрица приказала найти беглянок, что и было исполнено. Двое девушек раскаялись, но княжна Евдокия Григорьевна Вяземская настояла на своём, ушла в монастырь и впоследствии стала русской святой под именем Ефросинии Колюпановской.
Четвёртой фрейлиной, уволенной от двора и принявшей монашеский постриг, была Мария Васильевна Шкурина.
Машенька Шкурина не могла похвастаться блестящей родословной. Её отец, Василий Григорьевич Шкурин, истопник в покоях Великой княгини Екатерины Алексеевны, был назначен новым камердинером Великой княгини случайно, когда Елизавета Петровна, устав от интриг, уволила бывшего камердинера Тимофея Евреинова и сослала его в Казань.
Евреинов был доверенным лицом Екатерины Алексеевны, и его отставка стала для княгини ударом. Осторожная Екатерина не склонна была доверять Шкурину, подозревая, что он шпионит за ней и всем Малым двором. Вскоре Шкурин совершил ошибку, которая чуть было не стала для него роковой. Безусловно преданный императрице Елизавете, Шкурин предупредил Большой двор, что Екатерина собирается преподнести в подарок императрице дорогие заграничные материи. Елизавета славилась своей любовью к платьям. По легенде, она ни разу не надела одно платье дважды. Умница Екатерина знала об этой страсти императрицы и решила угодить ей, чтобы расположить к себе.
Но Шкурин испортил всё - Елизавета ткани приняла, но задуманный сюрприз не удался.
Великая княгиня была в гневе - навязанный ей камердинер начал службу с предательства. Осознав, что его судьба висит на волоске, Шкурин бросился в ноги Екатерине, умоляя его о прощении и уверяя в своей безграничной преданности. Видимо раскаяние Василия было очень убедительным, потому что озадаченная сценой Екатерина решила простить своего камердинера. И впоследствии об этом ни разу не пожалела.
Шкурин был слугой безмерно преданным, знал все секреты Малого двора, свято хранил их и проявлял удивительную прыть, когда нужно было спасти репутацию и даже жизнь хозяйки. Всем известная история о пожаре, который отвлёк Великого князя Петра Федоровича, страстного любителя пожаров, в момент весьма шумного появления на свет незаконного ребенка Екатерины и Григория Орлова.
Когда Екатерина мучилась в родах, Шкурин, чтобы удалить императора из дворца, поджёг свой дом, и тем самым спас империю от страшного скандала - незаконнорождённый ребенок мог стать для Великой княгини приговором.
Малыша Алексея верный Шкурин вынес из дворца в бобровой шубе - середина апреля 1762 года выдалась холодной, и именно эта деталь по легенде дала мальчику фамилию - Бобринский.
Василий Григорьевич воспитал сына Екатерины Алексеевны и Григория Орлова в своей семье. Когда спустя годы граф Алексей Григорьевич Бобринский, уже генерал майор, узнал о смерти Василия Шкурина, он написал в дневнике, что плакал целый час, тепло вспоминая милую его сердцу приёмную семью Василия Григорьевича.
За преданность и верность императрица щедро наградила своего камердинера - Василий Григорьевич стал камергером, бригадиром, а умер действительны тайным советником.
Две дочери тайного советника, девицы Шкурины стали фрейлинами императрицы Екатерины Алексеевны.
История Марии Васильевны Шкуриной, закончившей жизнь монахиней, заставила меня задуматься о причинах ее странного шага. И вот куда завела меня моя фантазия.
Маша Шкурина родилась в 1755 году, фрейлинский шифр получила в 14 лет. Вглядываясь в единственный портрет Марии, изображённой уже в монашеской рясе и клобуке, я ловила себя на мысли - её прямой взгляд совсем не похож на отрешённый взгляд монахини, играющая на губах еле заметная улыбка лукава, а щёки с милыми ямочками ничем не поминают впалые бледные лики монахинь. А голубой фрейлинский шифр на рясе?
Я подумала - эта женщина не может быть несчастна, в монастырь её привело не горе и отчаяние. А что же? Может быть, какая-то тайна?
Что же могло произойти с молодой девушкой с задорными глазами?
Мария Шкурина известна своим участием в громком скандале с фаворитом императрицы Александром Дмитриевым - Мамоновым.
Александр Матвеевич умудрился два года скрывать от царственной любовницы свою связь с её фрейлиной, графиней Дарьей Щербатовой. Мамонов познакомился с ней в доме графа Ивана Рибопьера. Дарья Фёдоровна уже успела прославиться скандальным романом с английским посланником Фицгербертом, и сейчас снова наступила на те же грабли. Когда роман вышел за пределы дома графа Рибопьера, влюбленные встречались во дворце, и местом встречи были комнаты Марии Шкуриной.
Когда обманутая императрица узнала об измене Мамонова, она повела себя как истинная монархиня - организовала пышную свадьбу с последующей ссылкой с глаз долой. Приличия были соблюдены, Екатерина избежала унизительного положения брошенной любовницы - не бывает обманутых императриц, бывает великодушная монаршая милость с последующим забвением.
Пособница любви Шкурина отправилась в Москву с новобрачными и прожила в их доме несколько лет. Дарья Фёдоровна недаром славилась своим невыносимым нравом - та, что самоотверженно помогала влюбленным во дворце, рискуя репутацией, с супругами ужиться не смогла.
Мария Васильевна вернулась в Петербург. Императрица более не сердилась на неё, предложила ей щедрое приданое и пригласила бывшую фрейлину во дворец, выделив ей комнаты. Но Шкурина ответила вежливым отказом, отвергла она и предложение государыни о покупке для неё дома в столице. Отказываться от царских подарков мог или сумасшедший, или ...?
Вместо этого Мария поселилась в монастыре, хотя могла выйти замуж, жить во дворце или в своей семье старой девой. Но нет. Почему же? И вот мои предположения.
В переписке графа Рибопьера не раз упоминается фрейлина Шкурина. Желая напомнить своему адресату о Шкуриной, граф пишет - это та, которая была влюблена в цесаревича. С этого места поподробнее.
Екатерина Алексеевна, став императрицей в результате переворота 1762 года, уже могла успокоиться - ей больше не угрожали ни казнь, ни постриг, общая судьба нелюбимых царских жён, мешавших новому браку монарха. Пётр Федорович сам подписал себе смертный приговор, назначив официальной фавориткой Елизавету Романовну Воронцову и желанием жениться на ней.
В то же время Екатерина понимала, что появление у неё законного наследника совершенно исключено - новый брак императрице был заказан. Единственным законным наследником престола был сын Павел.
Вопреки слухам о том, что после десяти лет бездетного брака Павел появился на свет при помощи, так сказать, суррогатного отца, цесаревич в анамнезе имел все болезни своих предков со стороны Романовых. Наследник здоровье имел слабое, нравом был неспокоен, вспыльчив, мнителен, страдал ночными видениями и имел наследственную романовскую эпилепсию. В те времена приступ падучей, такой же, как у тётки Елизаветы или деда Петра, мог закончиться трагически. В 1770 году Павел, и без того болезненный и хилый, серьёзно заболел. По столице поползли слухи о скорой кончине наследника.
Екатерина была в ужасе - если Павел умрёт, престол останется без законного наследника. Разумеется, закон позволял Екатерине назначить наследником любого, но кого? Граф Алексей Бобринский, сын Екатерины от Орлова? Россия этого не поймет и не примет, да и в отличие от родителей, юноша государственными делами не интересовался.
Но, промучившись пять недель, Павел Петрович неожиданно пошёл на поправку.
Но тревога Екатерины не проходила, а что если болезнь Павла роковым образом отразилась на его способности иметь здоровое потомство?
Екатерина приняла решение свести сына с молодой здоровой фрейлиной, которой приказала познакомить наследника с плотской стороной брака, а главное проверить, способен ли наследник произвести на свет здоровое потомство.
Писатель Николай Греч описал историю так: "Перед вступлением в первый брак императора Павла дали ему для посвящения его в таинства Гименея какую-то деву. Ученик показал успехи, и учительница обрюхатела. Родился сын. Его, не знаю почему, прозвали Семёном Ивановичем Великим."
Матерью Семёна Великого стала фрейлина императрицы, вдова Софья Степановна Разумовская, урождённая Ушакова, 25 лет от роду. Лёгкая в общении, жизнерадостная Софья смогла очаровать наследника. Но одна ли она привлекала внимание чудом избежавшего смерти наследника, который готов был наслаждаться жизнью во всех её проявлениях? А что если Павел обратил свое внимание сразу на двух девушек, второй из которых была влюбленная в Павла Мария Шкурина? И что, если в начале 70-х годов от Павла родили обе фрейлины?
Семёна Великого императрица разместила в своих покоях. Как когда-то императрица Елизавета отобрала у неё маленького Павла, она отобрала внука у Софьи. Лишь через восемь лет бабушка вернула сына матери.
В том же 1772 году Яков Брюс тайно привёз в имение своего близкого друга князя Юрия Трубецкого младенца по имени Иван. Брюс не открыл другу тайну происхождения ребёнка, пообещав, что расскажет другу всё перед смертью. Но смерть Брюса была внезапной, и никаких тайн перед смертью он открыть не успел. Неизвестным также осталась дата рождения ребёнка.
Можно предположить, что это был незаконнорождённый сын Екатерины. В 1772 году императрице 44 года. Не поздно ли по тем временам рожать детей?
А вот Марии Шкуриной рожать было самое время, в 1772 ей году минуло семнадцать.
Яков Брюс давний соратник Екатерины и друг Василия Шкурина, отца Марии. В доме камергера Шкурина уже рос Алексей Бобринский, вряд ли появление нового малыша осталось бы незамеченным и не вызвало бы вопросы. А если граф Брюс передал в семью Трубецких не сына, а внука Екатерины? В биографии Ивана Инзова годом рождения указывается 1768, но при этом говорится, что год рождения точно не известен. Совершенно точно же известно, что в 1772 году Брюс привез Трубецкому именно младенца. Младенец четырёх лет? Значит, годом рождения мальчика никак не мог быть 1768.
Екатерина Алексеевна была добра к Шкуриной, помогала ей деньгами, но удерживать от ухода в монастырь не стала. Шкурина поселилась в Воскресенском Смольном монастыре, а в последующие годы перебирались из обители в обитель, каждый раз всё более удаляясь от столицы.
Павел, благородный рыцарь, любящий муж, бесконечно скорбящий вдовец, вскоре повторно муж, при все этом примерным супругом никогда не был. Его отношения с метрессами чрезвычайно интересны: нежная дружба с Нелидовой, почти отеческая благородная опека Лопухиной, плотская связь с актрисой де Шевалье - всё это на глазах у Шкуриной, укрывшейся со своей тайной в монастыре.
Мария просила разрешить ей постриг, но получила отказ. Павел не позволил ей оборвать связь с миром. Почему?
Павел легко обрывал мимолётные связи с "любовницами нижнего этажа", впрочем, он всегда надёжно обеспечивал будущее своих незаконных детей. Незадолго до гибели Павел объявил, что вскоре у него будут ещё двое детей. Девочки Юрьевы родились через два месяца после смерти Павла, но долго не прожили. Матерями их были дворцовые прачки - значит, иметь две любовницы одновременно было для Павла в порядке вещей.
Принять постриг Мария смогла лишь после смерти Павла с разрешения императора Александра. В монашестве она получила имя говорящее само за себя имя Павла.
Возможно, сын решил, что самое надёжное место для сохранения семейной тайны его отца - монашеская келья? И выбрал впоследствии тот же путь под именем Федора Кузьмича. Кто знает?