Уильям Николсон (1872-1949) считается одним из самых почитаемых британских художников своего поколения, но и одним из самых необъяснимых. Он не был последователем академических традиций, но не гнался и за авангардом.
Николсон никогда не любил политику и дебаты в мире искусства, избегал вступать какие-либо художественные группы. Он наотрез отказался от членства в Королевской академии: «любой ярлык отпугивает от меня всякое желание рисовать», — сказал он однажды.
Уильям Николсон родился в городе Ньюарк-он-Трент. Семья была достаточно обеспеченной. Отец, также Уильям, был членом парламента от консерваторов, а также известным промышленником, управляющим крупной компанией. Николсон учился в средней школе Магнуса, где впервые заметили его склонность к искусству.
Какое-то время он учился также в бесплатной школе Губерта фон Геркомера — талантливого художника, гравера, фотографа. Поводом бросить обучение явилось событие, которое Геркомер назвал «проявлением уистлерианской наглости». Николсон организовал для учеников позирование обнаженной модели, да вдобавок с открытым зонтиком.
Ранние же работы самого Николсона подобны отголоскам пленэрных этюдов Джорджа Клаузена и указывают на его восхищение Уистлером и Мальчиками из Глазго.
Но в школе он познакомился со своей будущей женой Мейбл Прайд и ее братом Джеймсом Прайдом. Отец Мейбл и Джеймса был директором Эдинбургского женского колледжа. Брат и сестра росли в центре художественных, литературных и театральных кругов Эдинбурга.
С Джеймсом позже он основал успешный бизнес по производству рекламных плакатов и афиш под названием J & W Beggarstaff (Посох попрошайки). Иногда их называли «Братья Нищие», хотя они сами никогда не пользовались этим прозвищем.
Николсон объяснил название одному из репортеров так: «Однажды мы с Прайдом увидели в старой конюшне надпись на мешке с фуражом. Это хорошее, сердечное, старое английское название, и оно нам понравилось; поэтому мы приняли его немедленно».
Их новаторский метод заключался в создании коллажей из бумаги и нанесении цветов по трафарету на огромные листы обычной коричневой оберточной бумаги.
Афиша к «Золушке» удивительно лаконична — всего несколько цветов, формы сведены к абсолютному минимуму на белом фоне. Афиша, должно быть, просто сияла в лондонском тумане...
В это же время он всерьез обращается и к собственной графике.
Таков его «Алфавит»: «Гравюры, напечатанные с оригинальных блоков, были раскрашены художником вручную, подписаны пером и тушью и выпущены отдельным портфолио».
Весной 1893 года Николсон тайком женился на Мейбл. В чем же была суть такой таинственности? Оба они были совершеннолетними, любили пошутить. Мейбл описывали как рослую, смешливую девушку, способную на всяческие проделки. Однажды она шутки ради загнала стадо гусей в класс живописи. Говорили про нее и то, что «она не питала никакого почтения к искусству, обладала большим талантом, чем все остальные вместе взятые, но и и неисправимой ленью». Причина была в родителях Мейбл, особенно противилась деспотичная мать.
Пара поселилась в бывшем пабе под названием «Восемь колоколов» в Денхеме. Николсон, тем не менее, продолжал получать ежегодное пособие в размере 150 фунтов стерлингов от своего отца.
Первую жену Николсона часто упускают из виду. Профессиональная карьера Мейбл была короткой — с 1904 по 1917 год. Но она сама является выдающейся художницей. Карьера мужа, воспитание четырех детей крайне ограничили свободу ее действий, однако картины Мейбл Прайд были представлены в нескольких галереях, а в 1912 году состоялась и ее единственная персональная выставка в Лондоне.
Посмотрите на прелестную картину Уильяма Орпена «Семья Блумсбери». Художник изобразил на ней семью Николсонов:
Бен Николсон, ставший впоследствии не менее известным, чем отец, художником, был глубоко привязан к своей матери, которую назвал «опорой, основой всего существования». Посмотрим же на ее сохранившиеся работы:
Она умерла в 1918 году во время эпидемии испанки в возрасте 47 лет. Один из сыновей (Тони) умер от ран в окопах несколько месяцев спустя.
Если в 1890-х годах Николсон состоялся, прежде всего, как художник-график, в течение следующих четырех десятилетий он виртуозно писал портреты, а также пейзажи и натюрморты, иллюстрировал детские книги, занимался дизайном афиш, театральными декорациями и костюмами (в частности для сценической версии Питера Пэна), витражами.
Портреты продавались за хорошую цену, позволяя семье безбедное существование. Здесь же я хочу показать две работы, выполненные, скорее, для души. Портрет сына Бена и портрет дочери театрального продюсера сэра Герберта Бирбома - Фелисити. Семьи дружили, дружили и дети — Бен и Фелисити.
Прекрасны его пейзажи — небольшие, неяркие, на которых небо часто кажется безграничным в весьма ограниченном пространстве. Работы эти словно оглядываются назад, напоминая о традиции романтического британского пейзажа, с мягкими, туманными оттенками.
Но ценили и ценят больше всего его натюрморты. Николсон был исключительно хорош в передаче самой сути материалов, из которых созданы предметы, в частности посуда. Изображение чаш, ваз, кувшинов из серебра, олова, глазурованной керамики являлось удовольствием для художника, он даже собирал английскую народную посуду.
Работы его лаконичны, порой скупы на цвета, но обладают необъяснимой, утонченной простотой. Немногие яркие капли цвета, а так же блеск сразу же бросаются в глаза, очаровывая зрителя. Недаром в названиях многих работ присутствует фраза «Silver lustre». Это не блеск дословно, как может показаться. «Silver lustre» – фаянсовая посуда, покрытая глазурью с серебристым блеском. Она была популярной заменой настоящего серебра в начале 19 века, так как не тускнела.
И самый мой любимый натюрморт:
Родственники унаследовали многие предметы, они хорошо понимали их ценность, хранили их так же бережно, как и картины.
Уильям Николсон был любимым учителем живописи Уинстона Черчилля. В 1936 году был посвящен в рыцари.
Может показаться, что художник лишь слегка коснулся тех акцентов, которые другие превратили бы в целую программу или даже философию. Но это не значит, что он их не заметил или не понял их важности. Просто он выбрал другой путь.
Я вспоминаю слова, которые произнесла Ирэн Форсайт про молодого Джолиона, художника: «Он был истинно культурный человек; что бы он ни делал, он не мог не думать о других. А когда принимал решение, которое заставляло его идти против других, он это делал не слишком вызывающе, не в духе современности».
Обложка: Розы в серебристой блестящей вазе. (тот самый «Silver lustre»). Масло, холст на деревянной панели
Источник всех изображений, если не указано иное: https://artuk.org/discover/artworks/search/actor:nicholson-william-18721949/page/7#artwork-undefined
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.