Мы продолжаем рассказывать о первом поисковике СССР Николае Орлове. На этот раз речь пойдёт о самой пронзительной его находке
Часы
1950-е годы. Война не ушла ещё даже из городов. Только разобрали руины, и жители, а кое-где и пленные немцы возводили на месте уничтоженных домов, заводов и фабрик новые. Как они были жалки, эти вчерашние хозяева жизни. Как усердно трудились, с немецкой педантичностью и качеством возводя то, что недавно с такой же педантичностью уничтожали.
Города можно восстановить, сожжённые дотла деревни воссоздать вновь. Нельзя лишь вернуть время и убитых, погибших людей. Поля боёв уже, как могли, очистили от железа войны, и их пахали, чтобы кормить страну. Сначала таскали плуги на себе, на чудом уцелевших коровах и ещё более редких лошадях. Потом к работе подключились лишённые орудий и башен танки, которые использовали как трактора, позже появились первые трактора мирного времени, построенные на новых заводах. А земля принимала и укрывала тела оставленных на полях погибших.
Там, где были леса и болота, где и в мирные, довоенные времена, кроме редких охотников, грибников, никого не было, там война ещё лежала во всей своей страшной неприглядности. Обломанные снарядами деревья, изрытые воронками подлески и рощи. Перепаханные гусеницами предболотья. А кругом чёрные, сгоревшие остовы машин, танков и самолётов. И тела, тела, тела, обглоданные расплодившимся зверьём кости в истлевших обрывках обмундирования.
Белеющие, расщеплённые взрывом приклады, подёрнутые ржавчиной винтовки и пулемёты. Вот здесь война отступать не желала, каждый месяц унося жизни подорвавшихся на минах и неразорвавшихся снарядах. Дороги в леса зарастали. Лишь отчаянные одиночки рисковали сунуться в недавние долины смерти, а долины эти такими и оставались.
Николай Орлов был одним из тех немногих, кто не боялся Долины. И единственный, кто ходил туда с конкретной целью. Он ходил читать войну. Читать и отбирать у неё сгинувшие имена и судьбы. Очередной поход на войну ничем не отличался от предыдущих. Нужно было войти в лес, найти, может быть, что-то для дома и быта, инструмент, посуду и собрать у найденных убитых документы и медальоны, чтобы потом по вечерам, разбирая нечёткие уже записки, писать письма о судьбе пропавших солдат.
Брошенная и частично разбитая позиция немецкой тяжёлой 105-мм батареи. Здесь не должно быть наших солдат, зато здесь можно разжиться хорошим шанцевым инструментом. Ведь артиллеристы всегда что-то строят и копают. Артиллерийские обозы, как обозы сапёров, всегда набиты лопатами, кирками и топорами всех размеров и форм. Начав обход орудийной позиции от центра, Николай вышел на окопы боевого охранения и уже было собрался уходить с бесполезного в его поиске места. Ну что может быть в окопах охраны? Вдруг заметил торчащий за окопом наш солдатский ботинок. Откуда он тут, в немецком ближнем тылу?
Николай подошёл к начинающимся кустам предболотья и увидел, что под палой травой и листьями лежит солдат.
Скорее всего, он был с небольшой разведгруппой, посланной кем-то из командиров для поиска немецкой артиллерии. Нарвались они на крепко сидевшее здесь боевое охранение немецких артиллеристов. Очередь трассерами в упор толкнула разведчика в грудь и откинула в болотные кусты. Группа, огрызаясь огнём, откатилась к передовой. А тело погибшего так и осталось лежать, укрытое травой предболотья. Батарея, видно, спешно снялась с обнаруженной позиции. Вот и лежит солдат так далеко от своих и передовой.
Стёртые солдатские ботинки, лопнувшие высохшие ремни с винтовочными подсумками, проросшие мелкими корнями и истончённые гниением нити гимнастёрочного и шароварного сукна, портсигар и солдатский медальон...
Дома, закончив с делами, Орлов при тусклом свете лампочки раскрутил записку и прочитал имя солдата, адрес семьи и, вздохнув, сел за письмо.
«Уважаемые... Ваш сын пал смертью храбрых, мною обнаружены его останки и его смертный медальон». И дальше – кто и как обнаружил, «если сможете приехать, я покажу вам место его гибели и его тело. Николай Орлов».
Ответ, полученный Николаем, был ещё страннее:
«Здравствуй, Вася, мы знаем, что ты жив и, наверное, стал инвалидом, не хочешь нас обременять и поэтому придумал свою гибель. Мы ждём тебя любого, возвращайся домой. Мама, сестра».
Было второе письмо, в котором Николай Иванович ещё раз убеждал родных, что их сын и брат погиб в бою, а он нашёл его тело и документы.
Родные приехали, так и не поверив Орлову. Они везли с собой несколько сумок продуктов, одежду и вещи для сына. Не поверили и когда пришли в дом Орловых и выслушали рассказ Николая. Сестра потребовала: «Ведите в лес, я узнаю его!»
Они пробирались к бывшей немецкой позиции только Николаю известными тропами. Вот оно, место скоротечного, неравного боя. Вот он, торчащий из-под жухлой листвы солдатский ботинок с истлевшими лентами обмоток вокруг голой кости.
– Вот он! – Николай кивнул головой в сторону убитого.
Женщина опустилась на колени и лихорадочно стала разгребать покрывавшую тело листву и траву. По её белому, ничего, кроме боли, не выражавшему лицу, засыпанному мелкими, чёрными песчинками земли, двумя неровными дорожками текли слёзы. Вдруг женщина замерла, чуть убрала голову в сторону, что-то разглядывая на земле. Вскрикнула и упала в обморок, обняв тело погибшего.
Николай метнулся к женщине, перевернул её, начал бить по щекам. Схватил валяющуюся рядом солдатскую каску, зачерпнул из болота чёрной торфяной воды и вылил женщине на лицо. Она тихо застонала, встряхнула головой и села, привалившись спиной к стволу дерева.
Внизу на земле блестели кировские часы на ремешке, надетые на кость предплечья.
– Я ему их передала, когда уходил эшелон на фронт. При мне он надел их на руку и обещал не снимать до Победы, – выдохнула одним разом женщина.
Она чуть повернула голову, ладонью смахнула с лица, как наваждение, воду и слёзы.
– Здравствуй, Вася, мы с мамой дождались, – глядя в пустые глазницы, прошептала она.
Из леса они выходили втроём.
На долгие годы семья найденного Николаем солдата стала для Орловых родной.
Сергей МАЧИНСКИЙ, поисковик, полковник запаса
Фото: Михаил ФРОЛОВ, vnru.ru
© «Союзное государство», № 4-6, 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!