В начале сентября Центр научной коммуникации ИТМО, МИСИС и компания «Роснано» организовали осеннюю школу Material Science Communication. Коммуникаторы и учёные объединились, чтобы послушать экспертов и поработать над совместными идеями. Мы поговорили с организаторами и участниками проекта — они рассказали о том, как это было и чем стало для учёных и научных коммуникаторов.
Как всё начиналось?
Коллаборация университетов ИТМО и МИСИС началась давно. Оба университета являются сильными игроками в поле научной коммуникации. Во многом в этой области МИСИС является законодателем мод — например, в прошлом году именно на площадке университета проходила конференция «Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки».
Директор Центра научной коммуникации ИТМО Дарья Денисова поделилась тем, как это сотрудничество университетов воплотилось в школу:
«Мы видим ценность кооперации в том, чтобы открыто обсуждать какие-то идеи. У нас нету страха, что другой придумает что-то лучше. Наоборот, у нас есть идея, что вместе мы можем сделать что-то более важное и принципиально новое.
В какой-то момент мы подумали, а что будет, если мы объединим “предметный домен” — Material science — и научную коммуникацию — Science communication. У обоих направлений есть общее слово science, и было бы классно сделать такое пересечение, собрать учёных и научных коммуникаторов и посмотреть, что получится.
Впервые мы сделали такую школу, когда не просто мы собрали учёных и учили их научной коммуникации или собрали коммуникаторов и рассказывали им про науку. А мы всё-таки всех перемешали и давали экспертизы с разных сторон. Мы буквально в замкнутом пространстве на природе соединили учёных и коммуникаторов, чтобы они вместе решали полевые задачи».
Как учёные вдохновили коммуникаторов
Школа прошла на загородной базе ИТМО «Ягодное». Организаторы хотели обеспечить участникам возможность для нетворкинга, и площадка этому способствовала. В свободное время эксперты и участники вместе играли в волейбол, плавали на лодках и собирали чернику. В очередной раз учёные развеяли мифы о закрытости и нелюдимости своей профессии.
«Мне понравилось наблюдать за учёными. Мне очень нравятся целеустремлённые люди, и это — люди по-настоящему целеустремлённые и любящие свою цель. Невероятно разносторонние. Когда я увидела, как они играют в волейбол, как они плавают на лодках, как они общаются, я поняла, что весь этот стереотипный образ закрытых учёных здесь совершенно не работает, потому что они владеют спортом и отличными навыками коммуникации — иногда мне казалось, что даже лучше, чем я».
Дарья Боголюбова, студентка магистратуры по научной коммуникации ИТМО
«Ребята из других вузов оказались очень классными, рассказали о своих исследованиях: там и редактирование генома, и работа с инклюзивными классами, и поиск источников альтернативной энергетики и ещё много чего. У некоторых из них я уже взяла комментарии для материала, с другими договорилась об интервью на будущее или предложила сотрудничать в других направлениях. Было интересно поработать с молодыми учёными и решить какие-то новые для себя задачи».
Ирина Спасюк, студентка магистратуры по научной коммуникации ИТМО
О чём говорили на школе?
Но конечно, основная программа школы была образовательной. Организатор мероприятия и студентка магистратуры по научной коммуникации ИТМО Юлия Волжина рассказала, что перед составлением программы она внимательно изучила, как устроены подобные школы в ВШЭ, МГУ, Оксфорде и других ведущих вузах страны и мира.
«По итогу я могу рассказать только про свой бесконечный восторг от лекций. Когда ты видишь презентацию полную мемов и котиков, но при этом тебе рассказывают про серьезные научные исследования в области биопротезирования (презентацию делал Фёдор Сенатов из МИСИС), то это не вызывает в тебе ничего кроме чистого восхищения и желания заниматься научной коммуникацией и дальше».
Юлия Волжина, организатор мероприятия, студентка магистратуры по научной коммуникации ИТМО
«Был представлен каждый голос — и государства, и университета, и бизнеса, и музея, и маленьких лабораторий, и больших лабораторий, и научной коммуникации, и центров экспертизы. То есть в этом смысле действительно на отдельной территории в ужатом отрезке времени удалось реализовать микромодель мира — и посмотреть, а как бы это могло существовать?
Приятно было, что спикеры дополняли друг друга, — едва ли противоречили, именно дополняли»
Дарья Денисова, директор Центра научной коммуникации
Вместе с председателем координационного совета при Президенте Российской Федерации Никитой Марченковым участники поговорили о старте Десятилетия науки и технологий и актуальных разработках и направлениях.
Константин Фурсов, заместитель генерального директора по науке и образованию Политехнического музея, рассказал о том, как функционирует научный музей и какие форматы коммуникации в нём работают.
А директор Центра научной коммуникации Дарья Денисова сделала презентацию о том, что такое научная коммуникация и какие креативные форматы можно использовать для своих проектов. Кстати, о некоторых из них мы уже рассказывали в предыдущем материале.
С участниками поделился опытом и Макар Герман, управляющий директор «Роснано». Он рассказал, как молодым проектам выстраивать свой собственный бренд и какую роль в этом играет образ учёного.
Что сделали учёные?
Одним из близких партнёров Material Science Communication и представителем бизнеса стала компания «Роснано». Представители компании участвовали в подготовке задачи для участников. В конечном итоге она была сформулирована так — запаковать то, что вдохновляет в области науки, в репрезентативную форму и представить экспертам как потенциальным заказчикам.
«Всегда приятно, когда на такие проекты, связанные и с научной коммуникацией, и учёными обращают внимание корпоративные игроки из бизнеса, потому что они представляют новый подход к делу и заставляют учёных по-другому смотреть на их деятельность.
У нас было не так много времени на проектную работу, но мы прекрасно понимали, что это не должны быть какие-то проекты или идеи в стол. Хотелось заставить участников выйти за рамки привычного целеполагания, проектирования и попробовать нащупать какую-то боль или, наоборот, то, что давно хотелось сделать, но не получалось, и попробовать к этому по-новому подойти. В этом смысле решения получились довольно интересные».
Дарья Денисова, директор Центра научной коммуникации ИТМО
Участники презентовали идею платформы для нахождения деловых партнёров и заказчиков, мультимедийный лонгрид о возможностях применения наночастиц в лечении онкологии, а ещё составили план подкаста, запустили научный Telegram-канал и сделали бизнес-презентацию для предложения своей разработки потенциальным инвесторам.
Но главная ценность, о которой упоминает почти каждый молодой учёный после участия в школе, — это вдохновение, которое оставили коммуникаторы.
«Школа и люди, которые приняли участие в ней, очень вдохновили меня своей энергией в первую очередь. Теперь я с большим энтузиазмом подхожу к работе активиста. Несмотря на то, что я интроверт и общение с людьми, особенно с незнакомыми, забирает очень много сил, на школе я как будто наоборот набралась этих сил.
Мне очень понравились лекции от Константина Фурсова и Дарьи Денисовой, от них я узнала много новых способов связи с обществом. Например, сейчас мы в экоклубе МИСИС стараемся запустить рубрику с комиксами. В Студенческом научном обществе тоже хотят мемы выпускать».
Ася Зарудняя, бакалавр МИСИС по направлению электроники и наноэлектроники
«Было очень интересно и полезно послушать спикеров, зарядиться мотивацией и всё обдумать после школы, наметить свой карьерный путь в науке.
Научная коммуникация стала для меня открытием. Раньше не думал о том, сколько инструментов в коммуникации и сколько пользы она может принести».
Артём Числов, аспирант МИСИС в области материаловедения полупроводников и диэлектриков
А что унесли с собой научные коммуникаторы?
Научные коммуникаторы наблюдали за решением научных задач в режиме реального времени и предлагали коммуникативные решения. Участники школы лучше поняли учёных и потренировали свои коммуникативные навыки.
Например, Ирина Спасюк работала в команде с аспирантом математического института КубГУ и помогла сформировать концепцию подкаста о реальном применении математики.
«Я еще со школы обожаю этот предмет и больше всего меня интересует практическое применение всех этих сложных и пугающих формул. Я не буду вдаваться в подробности (тем более что боюсь сама что-нибудь напутать), но математик рассказал, что расчёты, которыми занимаются в их университете, можно использовать для того, чтобы сделать самолёты более безопасными и заранее предсказать возможную поломку. Или с помощью формул пытались рассчитать, как лучше направить течение в водоёме, чтобы вода в нём не застаивалась. Мне кажется, что о применении математики в области экологии и строительства самолетов было бы круто рассказывать ещё в школе на уроках, когда дети спрашивают: а зачем нам вообще эта математика? Мы придумали говорить об этом в подкасте, так как это формат, который набирает сейчас популярность».
Ирина Спасюк, студентка магистратуры ИТМО по научной коммуникации
«Сначала я наблюдала за тем, как учёных учат научной коммуникации и думала, что они тем самым становятся независимыми как будто. От этой мысли мне становилось грустно, потому что как будто теряется некоторая потребность в том, что я делаю. Потом я поняла, что большинство учёных тратят огромное количество времени именно на свою деятельность. Им некогда заниматься “продвижением” и они не могут знать весь этот рынок и пласт информации, которым я владею, потому что у них банально нет времени это изучить, они в основном занимаются своей научной работой.
Я не буду менее востребована, если учёные начнут коммуницировать, наоборот, это упростит мне ситуацию в работе. Я так же буду им нужна, потому что времени на это у них хватать не будет, ведь научная работа очень сложная.
Я получила новых хороших знакомых, которые захотели обменяться со мной контактами и поддерживать связь. И когда это происходит, я чувствую, как будто бы укрепляюсь в этом научном сообществе. И от этого как-то хорошо становится».
Дарья Боголюбова, студентка магистратуры по научной коммуникации ИТМО
«Изначально я была сторонницей позиции просвещения. Ученье — свет, а неученье — тьма. Учёные несут знание в общество, помогают людям жить дольше и качественнее, а люди радуются и всячески чествуют учёных. Но учёба существенно изменила эту оптику и сейчас мне ближе позиция бартера. Наука существует на деньги налогоплательщиков, поэтому учёные рассказывают и показывают, что удалось, а что не удалось сделать. Это честная позиция, позиция на равных.
Конечно, нам не нужно заставлять всех учёных заводить личные странички на Дзене и рассказывать о своих достижениях в обязательном порядке. Но чем больше молодых учёных будут понимать, что научная коммуникация — это часть науки и это про науку, чем больше им будет хотеться рассказать о своих достижениях широкой общественности, школьникам или даже своим коллегам из соседних лабораторий, тем быстрее будут развиваться научные институты».
Юлия Волжина, организатор мероприятия, студентка магистратуры по научной коммуникации ИТМО
В конечном счёте школа стала плодотворной почвой для обмена опытом между коммуникаторами и учёными. Участники увезли с собой новое знание и вдохновение. Подобный «смешанный» формат может найти применение в рамках новых научных конференций. В научной коммуникации это практиковалось и раньше, но сейчас появляется больше союзников в таком подходе.
#научная коммуникация #Scicomm #осенняя школа #образование #material science #материаловедение