О первом воздушном бое "холодной войны", произошедшем 8 апреля 1950 года южнее Либавы (ныне – Лиепая, Латвия), можно прочесть ЗДЕСЬ:
После этой публикации читатели напомнили мне, что самый первый воздушный бой с американскими летчиками произошел в небе Югославии еще в годы войны. И случилось это в святой для всех советских людей день - 7 ноября 1944 года.
Сегодняшний рассказ об этой малоизвестной странице минувшей войны.
Принято считать, что это была ошибка, допущенная летчиками США. Хотя высказывается мнение, что истинные причины инцидента в небе Ниша (город в Сербии) могли быть иными.
Перед американскими летчиками из 82-й истребительной авиагруппы 15-й воздушной армии, вылетевшими в этот день с аэродрома Винченцо в итальянской провинции Фодже, стояла задача - нанести удар по немецкой колонне на юге Сербии.
Американская авиагруппа, вылетевшая во главе с полковником Кларенсом Теодором Эдвинсоном, включала несколько десятков тяжелых истребителей «Локхид P-38 «Лайтнинг» (ударная группа - 95-я эскадрилья, прикрытие - 96-я и 97-я эскадрильи).
По официальной версии, 7 ноября 1944 года, не получив своевременно сообщение о том, что войска Красной Армии продвинулись вперёд на сотню километров, американцы приняли нашу колонну на дороге недалеко от г. Ниша за немецкую и нанесли авиаудар.
В первой атаке на колонну советских войск участвовало 27 американских истребителей. Также, по некоторым данным, к атаке подключились пролетавшие рядом бомбардировщики "Норт Американ B-25 «Митчелл».
Самолеты армии США открыли шквальный огонь из пушек и пулемётов, сбросили бомбы.
В результате этого авианалёта погибли 34 человека, в том числе командир 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенант Григорий Петрович Котов. 39 человек были ранены, более двух десятков автомашин - сожжены.
По американским самолетам открыли огонь советские зенитчики, прикрывавшие расположенный поблизости аэродром. Им удалось сбить один истребитель. «Лайтнинги» начали штурмовку аэродрома. На перехват взлетели наши истребители -дежурная эскадрилья летчиков 866-го истребительного авиаполка 288-й истребительной авиадивизии.
9 советских "Яков" вступили в бой, несмотря на численное превосходство американцев (в несколько раз!), а также распоряжение командующего 17-й воздушной армией генерала Судеца: «Принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе».
Наши летчики были вынуждены вступить в бой после того, как был сбит один из «Яков». И они вышли в этом поединке победителями, - сбили еще 3 «Лайтнинга» - хотя наших "Яков" было в несколько раз меньше.
Старшему лейтенанту Н.Г. Сурневу удалось покачиванием крыльями объяснить летчику одного из «Лайтнингов», что они ведут бой с русскими, после чего американцы улетели в южном направлении.
Однако через несколько минут еще до 40 американских «Лайтнингов», перелетев через горный хребет, начали атаковать колонну советских войск. И нашим летчикам снова пришлось в ходе боя объяснять американцам, что они нападают на Красную Армию.
В итоге Эдвинсон передал своим летчикам команду команду:
«It’s the Russians, let’s get the hell out of here (это русские, валим отсюда к черту)».
Данные о количестве понесенных сторонами потерь разнятся.
Наши сбили от 5 до 7 американских самолетов, потеряли три истребителя (причем один был сбит нашими зенитчиками, а второй, вероятно - попал под огонь своих же "Яков").
В документе, подписанном заместителем начальника Генерального штаба Красной Армии генералом армии А.И. Антоновым, отмечалось, что мы потеряли два «Яка» (погибли младший лейтенант В.М. Шипуля и лейтенант Д.П. Кривоногих), а в донесении 866-го ИАП указано, что мы потеряли 3 истребителя, погибли 2 пилота, 1 выжил (лейтенант А.М. Жестовский). При этом было подбито 5 истребителей «Лайтнинг» (3 упали и 2 «задымились и ушли со снижением»).
Вот отрывок из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-майора авиации Б. А. Смирнова, который в то время командовал 288-й истребительной авиадивизией:
"А тем временем две группы – по 25-30 самолетов каждая – уже подходили к западной окраине аэродрома. Верхняя, встав в круг, готовилась прикрыть действия нижней группы. Нижняя же разделилась еще на две равные части. Одна из них начала штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая ее пулеметно-пушечным огнем с малых высот, а другая атаковала взлетающие истребители. В результате было сбито четыре американских истребителя типа «лайт[н]инг» (один уничтожили зенитчики). Наши потери – два экипажа. Погибли в бою лейтенанты Кривоногих и Шипуля. Самолет лейтенанта Жестовского оказался подбит, и летчик выпрыгнул с парашютом".
По данным США, было сбито три «Лайтнинга» (лейтенанты Брюэр и Коулсон погибли, капитан Кинг, сбитый зенитным огнем, совершил вынужденную посадку).
Между тем, местные жители, которые были свидетелями необычного воздушного боя, насчитали семь сбитых американских самолётов: пять истребителей P-38 Lightning и два бомбардировщика B-25 Mitchell.
Командование, а затем и руководство США и СССР приняли решение не предавать этот инцидент огласке. Известно, что американский генерал А. С. Экер, командующий 15-й воздушной армией, а потом и посол Гарриман, от имени президента США Рузвельта, принесли нам извинения за «досадный инцидент».
9 мая 2015 года в г. Нише был открыт памятник советским воинам, погибшим во время воздушного боя с американцами.