С 1250-го по 1517-е годы арабскими странами правил мамлюкский султанат. Его ядром был Египет, но арабской державе также принадлежала Аравия, включая священные города, она владела Палестиной и Сирией, Северной Месопотамией, а остальной Ирак сделала своей сферой влияния. Иными словами, в составе одного государства находилась основная часть арабского мира.
К этому времени династия мамлюков и подчиненные территории находились в перманентном кризисе. Экономика из-за экспансии европейцев в Индийском океане была в упадке, страну по этой причине сотрясали народные восстания, а элита, состоявшая из тюркских и черкесских воинов, увлеченно делила власть. Постоянно происходили перевороты и контр-перевороты, и многие верующие мусульмане серьезно опасались того, что португальцы проникли в Красное море и угрожают святым местам.
Поэтому победу Османской империи многие восприняли, как избавление. Тем более, что по первому времени ее вмешательство позволило решить большинство из этих вопросов. Она правила арабским миром до 1914-го года, когда во время Первой мировой войны началось грандиозное восстание, в результате которого на Ближнем Востоке и в Африке появилось несколько новых стран.
Как же арабы относятся к своему османскому прошлому?
Это отношение сильно менялось с течением времени. Когда империя была в силе, она достаточно сильно контролировала жизнь своих восточных провинций. Когда она слабела – уровень контроля снижался. Но в любом случае, у арабов была высокая степень самоуправления, а региональные органы власти состояли преимущественно из местных жителей. И даже находясь на пике своей военной мощи, османы предпочитали держать в своих руках торговлю и контролировать транспортные пути. А в жизнь населения вмешивались не сильно.
Хиджаз, где находятся почитаемые в исламе города, вообще был совсем на особом положении. Им правила династия Хашимитов, которая восходит к пророку Мухаммеду. Османы спонсировали масштабное строительство, обеспечивали удобство путешествия для паломников и полностью отказались от взимания дани. При них португальцы и англичане держались подальше от всего полуострова.
Тем не менее, арабы считали османов плохими мусульманами, пренебрегающими многими мусульманскими правилами и неуважительно относящимися к шариату. Это автоматически делало их несправедливыми правителями в глазах большинства. Но, начиная с Сулеймана Великолепного турецкие султаны стали более набожными, и эта проблема во многом отпала. Получил широкое распространение хадис, в котором пророк Мухаммед восхвалял будущих завоевателей Константинополя. Эти слова реализовал султан Мехмед, который стал очень почитаться арабскими мусульманами.
Поэтому несколько столетий арабы, в целом, были лояльными подданными Стамбула. Многие духовные лидеры и писатели из Каира, Дамаска или Багдада восхваляли османских султанов. Хотя, ни одна, даже самая богатая и хорошо управляемая страна, не обходится без злоупотребления чиновников и местных волнений. Турки всегда подавляли их довольно сурово – в том стиле, в котором «умиротворяли» христианские города. Это им в дальнейшем неоднократно припомнят.
В 19-м веке под влиянием освободительной борьбы славян, и у арабских подданных появился собственный национализм. Многие представители интеллигенции стали вспоминать все старые обиды и говорить о современных им проблемах. Главными из них было то, что система управления использовала турецкий, а также то, что восточные провинции империи были значительно беднее европейских.
Но больше всего их возмутила политика младотурков, которые намеревались переформатировать османское государство после поражений, понесенных на западе. Они были намерены провести всеобщую тюркизацию, которую нетурецкие мусульмане критиковали как с позиции арабских интересов, так и с позиции ислама.
В это время появилось множество недовольных, и вопрос с ними стали решать радикально. Несмотря на объявленную амнистию, губернатор Сирии Джемаль-паша приговорил к высшей мере всех подозреваемых в национализме, не обратив внимания на отсутствие доказательств их вины. Шариф Мекки выразил свое несогласие с этим, его слова посчитали предательством и отправили в Хиджаз войска. После этого лидеры арабов договорились с англичанами, и вот тогда началось грандиозное восстание.
По этой причине отношение жителей арабских стран к Османской империи в настоящее время довольно сложное. А отношения соответствующих стран с Турецкой республикой очень далеки от идеальных. Больше всего негатива со идет со стороны Саудовской Аравии, которая никогда не была завоевана Стамбулом, но в начале 19-го века пережила краткий период оккупации. Правда, она была проведена египетскими солдатами по приказу султана.
Тем не менее, в настоящее время многие обиды забыты, и турецко-арабские отношения постепенно нормализуются. Турок уважают в арабском мире за их заслуги по защите и распространению ислама. В целом ряде арабских стран есть люди, которые не знают ни слова по-турецки, но гордятся тем, что кто-то из их предков был турком. Вообще, многие арабы тоскуют по тем временам, когда не было никаких границ и таможен, а чиновники из других стран уважали обладателей паспортов с полумесяцем.
#арабы #турки #турция #ближний восток #османская империя #политика