Найти в Дзене
Шпионские страсти

Чего не знала контрразведка штаба Черноморского флота Российской Империи

1908-1933 годы

Российская Империя-СССР

В 1908 году германскими спецслужбами был завербован торговец и предприниматель В.Э. Верман, немец по национальности.

С 1914 года В.Э. Верман руководил всей разведывательной сетью спецслужб Германии в Причерноморском регионе Российской империи. Верман занимался вербовкой агентуры и сбором сведений о русском флоте и военных промышленных предприятиях. Особенно его интересовали судоремонтные заводы, данные о новых военных кораблях Российского флота, как действующих, так и строящихся.

Среди прочих завербованных на службе у германской разведки находился Сгибнев, электрик завода «Руссуд», который часто бывал на военных кораблях Черноморского флота, когда там требовалось провести те или иные ремонтные работы.

Именно Сгибнев предоставил немецкой разведке схемы артиллерийских башен линкора «Императрица Мария», что позволило установить точное месторасположение пороховых погребов линкора.

С началом войны В.Э. Верман был депортирован. Потому вся его Севастопольская сеть перешла к резиденту германской разведки в Севастополе, гражданину Российской империи, инженеру-механику завода «Наваль», Визеру, который почти постоянно находился в Севастополе, как представитель судоремонтных и судостроительных заводов города Николаев.

В.Э. Верман
В.Э. Верман

Одним из ценных приобретений Визера была вербовка конструктора адмиралтейства Ивана Карпова, в результате чего Визер был в курсе, где, когда и на каком корабле производятся ремонтные работы и какие специалисты там нужны. Достаточно было направить для ремонтных работ на тот или иной корабль своего агента…

Кстати, незадолго до взрыва на «Императрице Мария» Визер, как инженер-механик несколько раз бывал на линкоре, а накануне взрыва уехал из Севастополя. Что уже само вызвало подозрение, но…

-2

В ходе Гражданской войны В.Э. Верман вновь появляется на территориях, где создавал разведывательную сеть еще до Первой мировой войны. Он поселился в городе Николаев, где возглавил торговую фирму «Контроль-К».

В 1923 году, после беседы с секретарем германского консульства в Одессе В.Э Верман, возобновил активную деятельность по возрождению своих агентурных сетей и созданию новых.

В 1933 году В.Э. Верман получает задание организовать диверсию на судостроительном заводе имени Андрэ Марти в городе Николаев. Во время подготовки этой диверсии организаторов и планируемых исполнителей накрыло местное ОГПУ.

Среди прочих арестованных оказался и В.Э. Верман. От него-то и узнали о возможной причастности к взрыву на линкоре «Императрица Мария» инженера Визера и электрика Сгибнева.

(Источник: В.С. Христофоров, А.П. Черепков, Д.Ю. Хохлов)