Найти тему

Народ в «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву»

После поражения Мамая в Орде воцарился новый хан – Тохтамыш, который задался целью возродить ее былое могущество, пошатнувшееся после разгрома монголо-татарских войск русским воинством на Куликовом поле. В 1382 году Тохтамыш тайно подготовил поход на Русь. Однако сторонники московского великого князя Дмитрия Донского предупредили его об опасности. К сожалению, Дмитрий Иванович не успел собрать сил, и Москва была осаждена, хитростью захвачена и разорена Тохтамышем. Это трагическое событие легло в основу «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву», которая дошла в составе летописей 15 века в двух редакциях – короткой и пространной.

По замечаниям историков и филологов, автор «Повести» был не только современником, но и очевидцем разорения города. Он противопоставляет красоту и богатство столицы страшным последствиям ее поджога и разорения. По его словам, до нападения хана Москва была «великой, чудной и многолюдной», а после его нашествия оказалась «пожженой, разрушенной и обедневшей».

Но лучше всего составителю «Повести» удалось изображение народа, который принял активное участие в этой драме. Узнав о приближении хана к Москве, князь Дмитрий Донской отправился на сборы войска. А бояре начали покидать город, что привело к народному бунту. Люди пытались силой их задержать, чем вызвали отрицательную оценку составителя «Повести», назвавшего их «крамольниками и мятежниками». Во время осады Тохтамышем Москвы горожане встали на ее защиту. Причем среди защитников города было много мирных жителей. Так, автор упоминает москвича, суконника Адама, который метким выстрелом поразил одного знатного ордынца. Он также пишет и о купцах, ремесленниках, сетуя об их разорении (так как, очевидно, сам был близок к их среде). По мнению литературных критиков, в «Повести» как ни в каком другом древнерусском памятнике показана роль народа в историческом событии.

Оборону столицы возглавил внук литовского князя Ольгерда Остей. Рядом с ним автор помещает представителей духовного сословия, с также «нищих и убогих», «людей всех возрастов», мужчин и женщин и даже детей и младенцев. Автор подчёркивает неравенство сил: по его наблюдению, татары были искусными всадниками и стрельцами, в то время как большинство защитников города не было знакомо с военным делом и воевало подручными средствами и способами.