Во второй половине XIX века появился новый вид кораблей - броненосцы. Они отличались от других кораблей наличием брони и революционным паровым двигателем. Новый двигатель позволял улучшить свою тактику и маневрировать независимо от ветра, что несомненно изменила историю морских баталий. Дульнозарядные бомбические пушки того времени с легкостью расправлялись с деревянными кораблями, но вот бронированный корабль был защищен от таких снарядов.
На всех верхах начали размышлять "что же делать с вражескими броненосцами?". Быстро пришли к тому, что сам корабль необходимо превратить в оружие. Уже тогда почти все броненосцы имели таранные форштевни. Некоторые храбрые капитаны часто его использовали, они орали на все судно: "ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД! ВСЕМУ ЭКИПАЖУ ПРИГОТОВИТЬСЯ К СТОЛКНОВЕНИЮ!" и на адской скорости в 12 узлов таранили корабль противника. (да многие скажут что 12 узлов это как черепаха плестись, но на то время это действительно была большая скорость)
Используя такую тактику адмирал Тегетхофф блестяще выиграл одно из самых грандиозных своих сражений, что принесло ему огромную известность. После этого во всём мире повысилась тарано-мания.
Во всем мире начали разработки своих кораблей, для которых таранный удар становился основным оружием. Артиллерия конечно же была, но уже не в таком количестве как раньше. Паровые двигатели тоже не стояли на месте, и новые корабли могли развивать скорость уже до 15 узлов.
У всех сформировалась схожая тактика, нужно было максимально сблизиться с противником, практически в упор выстрелить из главного калибра, после чего пойти на таран. После залпа следовал сам таран, укреплённый и заострённый форштевень "вспарывал" вражеский корабль ниже ватерлинии, там обычно у кораблей слой брони был намного тоньше, часто таран врезался прямо в машинное отделение. После тарана корабль давал задний ход, тем самым освобождал огромную пробоину через которую вода устремлялась внутрь. Протараненный корабль очень быстро тонул, когда корабль давал задний ход он мог сделать еще один залп и так по пробитому судну, дополнительный залп делали для безоговорочной победы.
Ну в теории это должно было выглядеть примерно так, но как известно реальность, как обычно, вносила свои изменения. Прежде всего, с ростом скорости таранных броненосцев начала увеличиваться скорость и обычных броненосцев, что в принципе уравнивало шансы. Если вражеский капитан не захочет быть протараненным экий подлец начнет убегать, а значит догонялки на воде будут очень долгими. К тому же на обычном броненосце артиллерия располагалась более рационально, а это значит что такой корабль становился более опасным чем таранный броненосец. Плюс ко всему перечисленному если даже удастся протаранить вражеский корабль есть вероятность, что пробитый корабль не утонет и даже сохранит частичную боеспособность и попытается дать залп в упор. Артиллерия тоже не стояла на месте и способность справляться с современной бронёй росла семимильными шагами. Начали появляться новые виды вооружения - подводные торпеды, с их появлением броненосцы вовсе перестали чувствовать себя такими уж неуязвимыми.
Очевидным финалом развития таранных броненосцев в 1885 году стали новые английские корабли типа "Victoria". Построили два корабля "Victoria" и "Sans Pareil", это получились настоящие монстры, 100 метров в длину, 11200 тонн водоизмещения, новая броня до 450 мм, новые очень мощные орудия калибра 412 мм. Так же эти монстры имели четыре подводных торпедных аппарата калибра 356 мм, эти торпеды и стали ужасом таранных броненосцев. Корабли начали разгоняться до 16 узлов, но к сожалению оба корабля ждала очень короткая служба, сама концепция себя изжила. Особенно иронична судьба "Виктории", в 1893 году в июне во время учений её протаранил броненосец "Camperdown". "Виктории" этого хватило и она стремительно ушла на дно унеся с собой половину экипажа вместе с адмиралом Трайоном, который командовал учениями и неверно отдал приказ о манёвре неверно оценив расстояния между ними.
Ну а "Sans Pareil" в 1891 году ушёл в резерв практически сразу после вступления в строй.
Спустя года поняли, что надеяться на таран, как на основное оружие было глупостью.
Первым же крупным кораблём, который строился вообще без расчета на таран, стал "Дредноут" 1906 года
А что ты думаешь по этому поводу? Пиши свои мысли в комментарии!
Если понравилась статья, подпишись и поставь нравиться.
Тебе не сложно, а мне приятно)