Найти тему

Как родителям самостоятельно исправить плохой почерк у ребенка. Часть 1. Читайте продолжение - Часть 2.

Оглавление
Фото почерка моих учеников
Фото почерка моих учеников

Сентябрь. Начало учебного года. И как всегда в это время, на сайте Профи.ру самые востребованные репетиторы – это специалисты по коррекции почерка.

-2

Но прежде чем воспользоваться платными услугами, я предлагаю родителям самим разобраться в причине плохого письма и максимально повлиять на решение этой задачи.

А я объясню, покажу на примерах, почему так много детей не могут освоить каллиграфию, и какие меры в этом случае вы можете предпринять:

1. Обратите внимание на то, как сидит ребенок, в каком состоянии его рабочее место.

Это важно, друзья! Это очень важно!

Мне иногда приходится видеть совершенно неприемлемые позы детей во время уроков. Вы думаете, что сынок или доченька прилежно на стульчике пишет домашнее задание, а на самом деле все может выглядеть не так. Заходите иногда в его комнату, проявите интерес к тому, как он занимается самостоятельно и даже с репетитором. Адекватный контроль всегда на пользу ученику.

Не покупайте школьникам какие-то фантастические кресла, скорее пригодные для полета в космос, чем для выполнения домашних заданий. Развалившись и покачиваясь, ребенок не сможет красиво писать, да и мысли его в этот момент далеки от учебы.

Мебель должна отвечать функциональным требованиям и соответствовать возрасту ребенка.

Уберите со стола все игрушки и вещи, отвлекающие внимание. Я знаю детей, которые умудряются одной рукой писать, а другой крутить машинки и даже разломать их на части.

2. Покажите ребенку, как правильно держать ручку.

Наблюдая за учениками, у меня создается впечатление, что их этому никогда не учили . Ну, взял первый раз карандаш как палку-копалку и ладно. Со временем привычка закрепилась, и получили плохо развитую мелкую моторику рук. А в 1 классе 30 детей, кто там будет следить? Следовательно, уважаемые родители, нет других вариантов, как самим помочь детям справиться с проблемой. И, да, это действительно проблема. Потому что неправильный захват пишущего инструмента непосредственно влияет на качество письма.

Фото почерка моих учеников
Фото почерка моих учеников

При неправильном положении пальцев, работают другие группы мышц руки, которые не позволяют совершать плавные круговые движения. Буквы будут угловатыми и кривыми.

Оправдание «мне так удобно» неубедительно. Ребенка надо учить, а обучение это всегда соответствие правилам. Если 2+2=4 кому-то неудобно, то не надо тогда учиться.

Представьте, что вы пришли заниматься гимнастикой или танцами и ноги ставите косолапо, потому что вам так удобно. Реакция тренера очевидна…

Сейчас я объясню и покажу, как надо держать ручку, чтобы исключить многие негативные моменты в чистописании. Эта методика логически оправдана, и подтверждена на практике. Вот как выглядит правильный захват пишущего инструмента:

1
1
2
2
3
3

Берем ручку так, чтобы большой и указательный палец сгибались в суставах и встречались на ручке, а средний палец служит как полочка, на которой ручка лежит. Услышьте меня, пожалуйста! На среднем пальце ручка лежит, движение вперед-назад и по кругу совершаются двумя пальцами – большим и указательным. Кончик ручки направлен в плечо, а не вверх и располагается у основания большого пальца.

Только такое положение руки обеспечивает максимальную возможность легко справляться с плавным перемещением шарика по бумаге и контролировать амплитуду движений. Высота букв в строке, ровные овалы и закругления зависят в большей степени от этого.

Все другие варианты в 90% случаев приведут к плохому результату. Здесь фото почерка разных учеников, которые неправильно держат ручку. Но заметьте, как много в них общего.

-7
-8
-9

А должно быть так:

Фото почерка моей ученицы.
Фото почерка моей ученицы.

И самое неприятное при неправильном положении пальцев - это боль, переутомление и спазм в мышцах во время письма. Я спросила у своего ученика, что он делает, когда на уроке уже болит рука. Он ответил, что продолжает писать с болью, чтобы успеть. Нетрудно представить, как выглядит то, что он «успел».

Теперь смотрите, что происходит, когда вместе с указательным пальцем участвует в движении ручки и средний. Это первая, самая распространенная ошибка.

-11

Средний палец сильнее , но менее маневренный, и не может полноценно делать круговые движения. Он только толкает ручку вверх-вниз, но так активно и неловко, что блокирует большой и указательный. И мы получаем угловатый, почерк, где острые буквы сливаются в одну сплошную штриховку:

Фото почерка моего ученика
Фото почерка моего ученика

Вторая распространенная ошибка – когда большой палец прямой и не задействован в совершении круговых движений. Тогда средний палец будет толкать вверх-вниз еще сильнее, и почерк выглядит еще хуже.

-13

Фото почерка моего ученика
Фото почерка моего ученика

Третья ошибка – когда ручка расположена вертикально, а не лежит на руке у основания большого пальца. В этом случае все усилия мелких мышц направлены на то, чтобы удерживать ручку, а не на выполнение начертательных движений. Ученику крайне неудобно и он заводит руку сверху, выкручивая в запястье.

-15

Соблюдение наклона, высоты и ширины в строке становится невозможным.

Ну и самый плохой вариант, когда вообще непонятно как скручены пальцы. Тогда действия будут запутаны и не согласованы.

-16

Результат вот такой:

-17

Как же правильно закрепить ручку в руке и развить хорошую привычку? Все очень просто. Наденьте на запястье резинку (подберите соответствующую длину), вставьте в петлю ручку, перекрутите один или несколько раз и возьмите ее большим и указательным пальцем. Средний палец служит как полочка, на которой ручка лежит. Остальные пальцы слегка зажаты в кулачок.

Вариант 1
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 2

3. Учиться писать или исправлять почерк надо начинать в тетради для 1 класса в косую линейку.

-20

Рука должна запомнить движения под наклоном, соблюдая высоту и ширину букв. Это называется мышечная память. Если у ребенка не получается писать по линеечкам, то распечатайте любой текст прописными буквами. Пусть он обводит, пока не появится уверенность в движениях.

-21

Изображение букв и слов должны совершаться автоматически, а думать надо о смысле и грамотности написанного текста. Как только мышцы запомнят свою правильную работу, письмо станет в разы лучше.

4. Изучите с ребенком порядок начертания элементов каждой буквы.

Дети придумывают какие-то свои немыслимые способы, от чего усложняют и ухудшают почерк. Потом формируется стойкая привычка, от которой избавиться очень сложно, а для некоторых невозможно. Хотя я во многом не согласна с существующими правилами изображения букв, но это отдельная тема для следующей публикации.

5. Если ребенок не понимает как писать, сильно напрягает пальцы - используйте не шариковую ручку, а мягкий карандаш Б3, Б4 или фломастер.

В этом случае надо расчертить вручную или распечатать очень крупную сетку, чтобы ребенок в большом формате видел, как писать элементы букв, где закруглять, где останавливаться.

-22

Фломастер или мягкий карандаш дает устойчивую опору на плоскость листа. Линии толстые, яркие, что очень важно для несовершенного зрения ребенка. Письмо карандашом или фломастером не требует сильного нажатия, тем самым не вызывает дискомфорт в мышцах руки.

6. Не верьте, что почерк это дар, талант или другие чудеса.
Способность писать – приобретенный навык, сформированный в процессе обучения. И как ребенка научат, таким и будет его письмо. В любом возрасте почерк можно исправить, было бы желание. Вот примеры коррекции почерка моих учеников.

-23
-24
-25

7. Ну и последний пункт, который может перечеркнуть все предыдущие усилия - это современный метод «Безотрывное письмо».

Я как репетитор, каждый день исправляющий почерк, не согласна с такой методикой обучения в школе.

Одно слово «Безотрывное» во время движения руки вправо, вызывает недоумение. Позже я сниму видео на тему, как дети изворачиваются, чтобы выполнить требование учителя. Не предлагают ли авторы этой методики писать навесу, что конечно же невозможно.

Если рука опирается на стол в одной точке запястья, а шарик ручки двигается вправо, то механика перемещения сравнима с циркулем и карандашом – по кругу, но писать надо ровно в строке. Допустим взрослой рукой можно написать 6-7 букв подряд, а детской, где радиус движения гораздо меньше как? Ребенок не отрывая руку может написать только 2-3 буквы, а остальные начинают уменьшаться и заваливаться вниз.

Но заметьте, сами учителя свои требования не выполняют: пишут отрывая руку через 1-2 буквы, не делают возвратных движений по написанному, "о, а, р, П" - сверху вниз, "с, л" начинается с точки. Все как и должно быть.

-26

Это подтверждает, что техника "безотрывное письмо" и красивый почерк несовместимы.

Нас уверяют, что безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. Но движения снизу вверх, замысловатые линии обратно по написанному чрезвычайно трудны для детей, вызывают у них тревожность, переутомление, мышечное напряжение, искажение осанки и бессмысленно тратят умственные силы. Из-за этого многие дети надолго «застревают» в навязанных им неестественных алгоритмах и не могут приобрести автоматизма письма.

Длительная работа мышц руки без расслабления вызывает боль, жжение и в этом состоянии ученик продолжает писать. К 4-5 классу у всех детей с плохим почерком я наблюдаю стойкий спазм в запястье.

И еще один существенный минус безотрывного письма – это множественные помарки и ошибки. Ребенок не успевает осмыслить свои действия, рука двигается быстрее, чем он думает. Инструкция «пиши быстрее» не увеличивает скорость выполнения элементов, а лишь сокращает время паузы между отдельными движениями. То есть сокращает время, когда ребенок осознает, правильно ли написана буква, и программирует следующее действие.

-27
-28

Надо объяснить ребенку, что отрывать руку во время письма можно и нужно, это навязанный и бессмысленный запрет. И чем раньше от него избавитесь, тем меньше проблем с учебой у вас будет.

Теперь, уважаемые родители, учитывая мои рекомендации, вы можете самостоятельно улучшить почерк своих детей. Не верьте в чудеса, само ничего не произойдет и не изменится, а ваше непосредственное участие в образовании ребенка обязательно приведет к успеху.

С уважением, Нина Латушко.