Найти в Дзене
Про Обувь

Сколько "Башмаков" написал Ван Гог?

Оглавление
Винсент Ван Гог "Башмаки", 1886 г., Музей Винсента ван Гога, Амстердам
Винсент Ван Гог "Башмаки", 1886 г., Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Всем известна картина нидерландского художника Винсента Ван Гога "Башмаки", 1886 г. Но мало кто знает, что именно эта картина дала начало серии картин обуви художника. История создания первой картины довольно занимательная. Винсент ходит по блошиному рынку в поисках башмаков для нового полотна. Он нашёл эти старые, большие, неуклюжие башмаки, принадлежавшие какому-то работяге, но чистые и заново начищенные. Как-то днём художник прогуливался в дождь в этих самых башмаках вдоль старой городской стены. И после этой прогулки башмаки, залепленные грязью, стали гораздо интереснее.

Поначалу никто не видел особо смысла писать такого рода полотна. Но для Ван Гога, как стали говорить уже позже, эти башмаки стали символом нелегкого жизненного пути. Художник видел в них особую символику: труд рабочих и их нелёгкую жизнь.

Исток художественного творения

В 1935-36 гг. немецкий философ Мартин Хайдеггер написал эссе эссе "Исток художественного творения", в котором поднял проблему сущности искусства. В своём эссе Хайдеггер рассматривает искусство под другим ракурсом и выходит за рамки со стороны социологического, психологического и эстетического подходов. Есть несколько идей толкования, которые мне очень нравятся:

Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядят на нас упорный труд тяжело ступающих во время работы в поле ног. Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорства неспешных шагов вдоль широко раскинувшихся и всегда одинаковых борозд, над которыми дует пронизывающий резкий ветер.

Мысли Хайдеггера стремятся подорвать идею о форме и веществе как об истоке творения. Дельность башмаков оказывается более глубокого происхождения.

Мы обрели дельность изделия. Но как мы обрели её? Не в описание и объяснении наличного изделия, не в отчете о процессе его изготовления и не в наблюдении над тем, как тут и там действительно применяют это изделие, башмаки, нет - мы обрели эту дельность изделия, оказавшись перед картиной Ван Гога. И картина сказала свое слово. Оказавшись близ творения, мы внезапно побывали в ином месте, не там, где находимся обычно.

С этого момента Хайдеггер меняет точку зрению на художественное творение:

Наше вопрошание о творении поколеблено в самих основах, поскольку оказалось, что мы наполовину вопрошали о вещи, наполовину об изделии. Но это не мы придумали - так ставить вопрос. Так ставит вопрос вообще вся эстетика. Способ, каким эстетика заранее видит художественное творение, подчинен традиционному истолкованию всего сущего.

Есть такое понятие алетейя (от древнегреческого истина). Для Хайдеггера основным смыслом истока художественного творения является алетейя. Т.е. простым языком несокрытость. Когда утилитарный предмет служит какому-то делу, мы не можем его уловить, он сливается с функциональностью. Художник же, изображая эти башмаки, лишает их служебности, выводит из обращения, раскрывая нам опыт того, кто их носит, и даже не задумываясь об этом.

Автопортрет

Художественный критик Мейера Шапиро реагирует на статью Хайдеггера о Ван Гоге воззванием к фактам. Он указывает на то, что нельзя сказать, что башмаки принадлежат работяге или крестьянке. По его утверждению башмаки являют собой автопортрет, изображение самого Ван Гога и неустроенной жизни художника.

Творчество Ван Гога проливает свет на то, что принадлежит только художнику, поскольку связано с неким отклоняющимся от нормы, искаженным предметом, на который метафорически намекает пара башмаков.

Позиция Шапиро противоположна позиции Хайдеггера: в произведении искусства субъективность художника полностью осознана, и предмет картины оказывается проявлением личности художника. Но и Хайдеггер, и Шапиро видят в башмаках метафору реального опыта.

Истина в живописи

Фанцузский философ Жак Деррида, изложил конфликтный спор Хайдеггера и Шапиро в своем эссе "Истина в живописи":

Они оба видят в искусстве выражение жизненного опыта, хотя на самом деле происходит другое - в их споре произведение искусства оказывается произвольным полем для столкновения различных интерпретаций, и именно это имеет итоговое значение.

Деррида с юмором сравнивает башмаки Ван Гога с башмаками самих Хайдеггера и Шапиро. Парадоксальным образом их башмаки - это "два правых или два левых башмака" (консерватора Хайдеггера и марксиста Шапиро), это "ноги двух знаменитых западных профессоров". Для Деррида сам спор Хайдеггера и Шапиро доказывает, что башмаки являются произвольным знаком, благодаря которому может состояться сам факт интерпретаций.

Я был бы рад сказать в конце: очень просто, эти туфли никому не принадлежат, они ни присутствуют, ни отсутствуют, есть туфли, точка.

В музеях мира насчитывается 6 картин, а ещё есть в частных коллекциях! А вы, друзья мои, подписывайтесь на канал и ставьте пальцы верх! А я пойду распечатаю себе одну из этих картин. По-моему они достойны любого интерьера.