В Самаре один из лучших российских провинциальных художественных музеев. Основная заслуга в его создании принадлежит Константину Головкину - одновременно купцу, художнику и краеведу. А своим «золотым фондом» - работами известнейших русских и европейских мастеров 19-го и начала 20-го веков музей обязан Павлу и Вере Шихобаловым
Кто хоть немного знаком с историей дореволюционной Самары, знаком и с мощнейшим Шихобаловским кланом – крупнейшими предпринимателями, купцами, общественными деятелями, меценатами и благотворителями. Что касается Павла – родился 2 января 1870-го года. Потеряв отца в возрасте двух лет, рос в семье деда – Емельяна Николаевича. Воспитывался по шихобаловским правилам, то есть образование получал не в престижных учебных заведениях, а в церковноприходской школе, зато с ранних лет приучался к труду и готовился к предпринимательской деятельности.
Изначальной основой благосостояния семьи было производство муки . Когда пришло время вступать в дело, Павел начал с того, что самостоятельно арендовал за городом мельницу у другого известного самарца Лаврентия Аржанова. У этого противоречивого дельца была единственная дочь Вера. Как и Павел Шихобалов, она рано осталась без матери, воспитывалась бабушкой, поскольку семья была старообрядческой – системного образования не получила. Но при этом отличалась любовью к чтению и стремлением к самообразованию. Совершенно самостоятельно изучила французский и английский языки, чтобы читать иностранную литературу в подлинниках. Ну и в дальнейших путешествиях языки пригодились.
Легко догадаться, что, познакомившись, Павел и Вера друг друга полюбили и в 1892-м году поженились. Супруги-единомышленники имели общие взгляды и интересы, им хотелось восполнить пробелы образования, расширить кругозор, повидать мир. И они таки его повидали, поскольку практически полностью объехали. С 1895-го по 1912-ый годы совершили 12 путешествий по многим странам Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии. Детально знакомились с архитектурой, музейным делом, жизнью, бытом, экономикой, сельским хозяйством...
Вероятно, впечатления от путешествий подтолкнули Шихобаловых к созданию своей коллекции картин. А тут еще в Москве Павел Третьяков передал в дар городу свою художественную галерею, а в Самаре Константин Головкин в 1897-м году открыл художественный отдел при Публичном музее. Обращаясь к коллекционированию, Павел Иванович и Вера Лаврентьевна думали о создании художественного музея в родном городе, так что уровень отбора работ был высоким, без скидок на «провинцию»!
Приобретались картины И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.Д.Поленова, М.В.Нестерова, В. Маковского. Позже добавились работы К.А.Коровина, И.И. Левитана, Н.П. Богданова-Бельского... Встречами и перепиской с живописцами занималась в основном Вера.
А где живописные полотна размещались? В особняке Шихобаловых на улице Венцека, 55, построенном по проекту Александра Щербачева. Здание это тоже является уникальным памятником самарской архитектуры начала 20-го века и известно в городе как «Особняк с атлантами»
В свое новое жилище супруги въехали в 1906-м году, вернувшись из Ниццы. Как полагалось купеческому особняку, дом сочетал жилые и торговые помещения.
На первом этаже располагалась контора для оптовой торговли . Павел Иванович – неформальный глава клана Шихобаловых - был производителем высокосортной муки, продававшейся как в России, так и в Средней Азии, а еще построил общегородской элеватор для хранения зерна всеми желающими. В жилую часть вел проход в центре здания между фигурами могучих атлантов.
Войдя в дом, гости попадали в просторный вестибюль с камином и закругленной парадной лестницей с изысканной резьбой по дереву в виде крупных цветов подсолнуха. Внутри царил стиль модерн: стенные росписи, лепные расписные потолки, мраморные камины с керамическими изразцами. А еще картины. Повсюду, включая комнаты детей. На лестнице встречал входящих «Король Альберт» И.Е. Репина.
В общем, жизнь была прекрасна - пока не пришла Революция. Шихобаловым выпала тяжелая судьба в послереволюционные годы. Павла Ивановича несколько раз арестовывали, а последние годы жизни он провел на территории психиатрической больницы, где удалось купить крошечный домик и стать относительно недосягаемым для новых властей.
После его кончины в 1929-м году Вера Лаврентьевна с дочерьми Верой и Надеждой уехала в Петербург. Бывшая хозяйка «Дома с атлантами» прожила много лет в многолюдной коммунальной квартире на улице Моховой. Свою коллекцию она передала в дар Самарскому музею еще в 1918-м году.
В советские годы особняк занимало отделение НКВД, затем военный трибунал. В 1990 году здание было передано Самарскому художественному музею, идет реставрация, скоро ожидаем открытие в нем филиала музея. Чего и желали Павел и Вера Шихобаловы.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете