Найти в Дзене

В Самару! Павел и Вера Шихобаловы и что держали самые могучие самарские атланты

В Самаре один из лучших российских провинциальных художественных музеев. Основная заслуга в его создании принадлежит Константину Головкину - одновременно купцу, художнику и краеведу. А своим «золотым фондом» - работами известнейших русских и европейских мастеров 19-го и начала 20-го веков музей обязан Павлу и Вере Шихобаловым

Павел Шихобалов в 1891-м году. Фото А Васильева
Павел Шихобалов в 1891-м году. Фото А Васильева

Кто хоть немного знаком с историей дореволюционной Самары, знаком и с мощнейшим Шихобаловским кланом – крупнейшими предпринимателями, купцами, общественными деятелями, меценатами и благотворителями. Что касается Павла – родился 2 января 1870-го года. Потеряв отца в возрасте двух лет, рос в семье деда – Емельяна Николаевича. Воспитывался по шихобаловским правилам, то есть образование получал не в престижных учебных заведениях, а в церковноприходской школе, зато с ранних лет приучался к труду и готовился к предпринимательской деятельности.

Вера и Павел Шихобаловы
Вера и Павел Шихобаловы

Изначальной основой благосостояния семьи было производство муки . Когда пришло время вступать в дело, Павел начал с того, что самостоятельно арендовал за городом мельницу у другого известного самарца Лаврентия Аржанова. У этого противоречивого дельца была единственная дочь Вера. Как и Павел Шихобалов, она рано осталась без матери, воспитывалась бабушкой, поскольку семья была старообрядческой – системного образования не получила. Но при этом отличалась любовью к чтению и стремлением к самообразованию. Совершенно самостоятельно изучила французский и английский языки, чтобы читать иностранную литературу в подлинниках. Ну и в дальнейших путешествиях языки пригодились.

Фото 60-х годов 20-го века
Фото 60-х годов 20-го века

Легко догадаться, что, познакомившись, Павел и Вера друг друга полюбили и в 1892-м году поженились. Супруги-единомышленники имели общие взгляды и интересы, им хотелось восполнить пробелы образования, расширить кругозор, повидать мир. И они таки его повидали, поскольку практически полностью объехали. С 1895-го по 1912-ый годы совершили 12 путешествий по многим странам Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии. Детально знакомились с архитектурой, музейным делом, жизнью, бытом, экономикой, сельским хозяйством...

Самарские атланты держали на каменных руках множество шедевров живописи
Самарские атланты держали на каменных руках множество шедевров живописи

Вероятно, впечатления от путешествий подтолкнули Шихобаловых к созданию своей коллекции картин. А тут еще в Москве Павел Третьяков передал в дар городу свою художественную галерею, а в Самаре Константин Головкин в 1897-м году открыл художественный отдел при Публичном музее. Обращаясь к коллекционированию, Павел Иванович и Вера Лаврентьевна думали о создании художественного музея в родном городе, так что уровень отбора работ был высоким, без скидок на «провинцию»!

Создатель атлантов - тоже А. Щербачев
Создатель атлантов - тоже А. Щербачев

Приобретались картины И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.Д.Поленова, М.В.Нестерова, В. Маковского. Позже добавились работы К.А.Коровина, И.И. Левитана, Н.П. Богданова-Бельского... Встречами и перепиской с живописцами занималась в основном Вера.

Деталь фасада
Деталь фасада

А где живописные полотна размещались? В особняке Шихобаловых на улице Венцека, 55, построенном по проекту Александра Щербачева. Здание это тоже является уникальным памятником самарской архитектуры начала 20-го века и известно в городе как «Особняк с атлантами»

Вход в жилую часть особняка со двора
Вход в жилую часть особняка со двора

В свое новое жилище супруги въехали в 1906-м году, вернувшись из Ниццы. Как полагалось купеческому особняку, дом сочетал жилые и торговые помещения.

Раньше здесь находился "Король Альберт" Репина (купленный за 6000 рублей!)
Раньше здесь находился "Король Альберт" Репина (купленный за 6000 рублей!)

На первом этаже располагалась контора для оптовой торговли . Павел Иванович – неформальный глава клана Шихобаловых - был производителем высокосортной муки, продававшейся как в России, так и в Средней Азии, а еще построил общегородской элеватор для хранения зерна всеми желающими. В жилую часть вел проход в центре здания между фигурами могучих атлантов.

В.Е. Маковский, "К венцу"
В.Е. Маковский, "К венцу"

Войдя в дом, гости попадали в просторный вестибюль с камином и закругленной парадной лестницей с изысканной резьбой по дереву в виде крупных цветов подсолнуха. Внутри царил стиль модерн: стенные росписи, лепные расписные потолки, мраморные камины с керамическими изразцами. А еще картины. Повсюду, включая комнаты детей. На лестнице встречал входящих «Король Альберт» И.Е. Репина.

И.Е. Репин, портрет Рубинштейна
И.Е. Репин, портрет Рубинштейна

В общем, жизнь была прекрасна - пока не пришла Революция. Шихобаловым выпала тяжелая судьба в послереволюционные годы. Павла Ивановича несколько раз арестовывали, а последние годы жизни он провел на территории психиатрической больницы, где удалось купить крошечный домик и стать относительно недосягаемым для новых властей.

-11

После его кончины в 1929-м году Вера Лаврентьевна с дочерьми Верой и Надеждой уехала в Петербург. Бывшая хозяйка «Дома с атлантами» прожила много лет в многолюдной коммунальной квартире на улице Моховой. Свою коллекцию она передала в дар Самарскому музею еще в 1918-м году.

рисунок В.Г. Каркарьяна
рисунок В.Г. Каркарьяна

В советские годы особняк занимало отделение НКВД, затем военный трибунал. В 1990 году здание было передано Самарскому художественному музею, идет реставрация, скоро ожидаем открытие в нем филиала музея. Чего и желали Павел и Вера Шихобаловы.

"Король Альберт" посвящен событиям Первой Мировой.
"Король Альберт" посвящен событиям Первой Мировой.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете