Найти тему

Нефтегазовые доходы – тучи сгущаются

Вся представленная информация - личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Падение нефтегазовых доходов может создать проблемы для бюджета в 2023 году, но в 2022 году высока вероятность выполнить план.
Падение нефтегазовых доходов может создать проблемы для бюджета в 2023 году, но в 2022 году высока вероятность выполнить план.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь-август 2022 года по данным Минфина заняли значительную долю: 7,8 трлн руб. из общих 17,6 трлн руб. (44%). В первоначальном плане бюджета за 2022 год размер нефтегазовых доходов должен был составить 9,5 трлн руб.

Опубликованы данные для расчета НДПИ за август (поступят в бюджет в сентябре): средняя цена нефти Urals – 75,94 долл. США/баррель, среднее значение курса долл. США к рублю – 60,3522 (рублевая цена нефти 4583 руб./баррель против 4896 руб./баррель в июле).

Размер нефтегазовых поступлений в сентябре можно оценить на уровне 0,6 трлн руб. или чуть ниже ( 0,7 трлн руб. в предыдущем месяце). Стоит не забывать про ожидаемые поступления от Газпрома (разовое повышение НДПИ на газ) в период с сентября по ноябрь 2022 года в размере 416 млрд руб./месяц, что даст по итогам года дополнительные 1,2 трлн руб. Необходимо учитывать данный факт при анализе ежемесячной величины нефтегазовых доходов. Обычно такие выплаты поступают с месячным лагом: результат мы увидим в октябре-декабре (если не будет принято решение платить авансом).

Оценка общего объема нефтегазовых доходов (с учетом разового повышения НДПИ на газ) в 2022 году. Источники данных: Минфин, расчеты автора.
Оценка общего объема нефтегазовых доходов (с учетом разового повышения НДПИ на газ) в 2022 году. Источники данных: Минфин, расчеты автора.

Вероятность выполнения и даже перевыполнения плана по нефтегазовым доходам в 2022 году, учитывая поступления от Газпрома, достаточно высокая. Такая ситуация сложилась благодаря запасу, накопленному с начала года.

Картина не выглядит радужной для бюджета 2023 года: при сохранении крепкого рубля и низкой стоимости нефти (рублевая цена на уровне 45004750 руб./баррель) поступления можно оценить на уровне 0,6 трлн руб./месяц или 7,2 трлн руб./год. Это существенно меньше 9,5 трлн руб. в 2022 году и планировавшихся первоначально 9,2 трлн руб. в 2023 году. Частично проблему можно опять попытаться решить за счет Газпрома (перенаправив дивиденды за 1П2022 и 2П2022 года на налоговые выплаты по газовому НДПИ).

Растет важность формирования расходной части бюджета в 2023 году. В этом году по оперативным данным расходы ожидаются на уровне 27,6 трлн руб.против плановых 23,7 трлн руб. Первоначальная оценка расходов 2023 года (при определении параметров бюджета в 2021 году на период 2022-2024 гг) составляла 25,2 трлн руб. при ожидаемых доходах 25,5 трлн руб. (нефтегазовые – 9,2 трлн руб.).

Неизбежный рост расходов и возможное снижение нефтегазовых доходов в 2023 году ставят непростую задачу: частично дефицит может быть профинансирован из свободных средств ФНБ и заимствований на рынке ОФЗ, но потенциал внепланового увеличения расходов и устойчивость бюджета к изменению цен на энергоносители будут ограничены. Также проблему может представлять крепкий рубль.

Ставьте лайк, если интересно продолжение, и не забывайте подписываться.

При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.

#деньги #финансы #рынок #экономика #рубль #инвестиции #бюджет #нефть