Вторая жена Сталина происходила из семьи давно знакомого с вождем старого рабочего-революционера С.Я. Аллилуева
Отец – Сергей Яковлевич Аллилуев – сам был родом из обычной рабочей семьи и жизнь свою полностью посвящал революционным движениям. Мать – Ольга Евгеньевна – работала в больнице и придерживалась аналогичных революционных взглядов, что и её супруг. Подобная атмосфера внутри семейства серьёзно повлияла и на жизненные взгляды Надежды. Она также хотела служить общему делу, а её характер и темперамент просто не позволили бы наслаждаться обычной размеренной жизнью.
Существует версия, что своего будущего мужа она встретила ещё в двухлетнем возрасте: малышка упала в море во время прогулки по бакинской набережной, а спас девочку от смерти 23-летний Иосиф Джугашвили.
Что до детства и юности девушки, Надежда Аллилуева так и не закончила гимназию - хаос перемен нарушил привычное течение ее жизни. Все ее близкие служили революции, ей тоже хотелось быть причастной к общему делу. Из всех детей Аллилуевых она обладала самым сильным и цельным характером. Серьезная и ответственная девушка, на нее можно было положиться.
С Аллилуевой Сталин вновь встретился только после возвращения из Сибирской ссылки в Петроград. В партию Надежда вступила в 1918 году. Она работала в Наркомате по делам национальностей, которым руководил Сталин. Также работала в секретариате Ленина, сотрудничала с газетой "Правда". Как раз в этот же период Сталин искал для себя спутницу, которая не уступала бы красотой и достоинством женам партийных лидеров. Выбор пал на семью Аллилуевых, в которой он часто бывал последние годы. По свидетельствам очевидцев, Иосиф Виссарионович выбирал между старшей Анной и юной Надеждой — в итоге отдал предпочтение последней.
Через год возлюбленные сочетались браком. Интересный факт: в официальных документах датой скрепления союза стоит 24 марта 1919 года, тогда как современники утверждают, что торжество состоялось в 1918 году. Надежда в то время еще не была совершеннолетней. Брать фамилию мужа она не планировала, поэтому до конца дней звалась Аллилуевой.
Темперамент девушки не давал ей засиживаться надолго на месте: хоть она и организовывала быт на «ура» и была строгой и справедливой матерью для детей, Надежда постоянно стремилась к чему-то более возвышенному и значимому, чем домашние обязанности.
Брак их был не из самых счастливых: Аллилуева долго помнила обиды, семейные конфликты давались ей. Иногда супруги подолгу не разговаривали друг с другом. Через время, конечно, мирились, но покой царил до следующей ссоры.
Жаловаться на жизнь окружающим Надежда не любила. Внешнее спокойствие оказалось обманчивым, трудности, что переживала Надежда, она скрывала, так как считала это всё личным. Как бы расстроена и угнетена она ни была, характер обрекал ее на внутреннее одиночество. Ее отчаянье и заботы, воспоминания и мысли о будущем оставались для окружающих тайной. Лишь изредка, между строк ее писем, можно почувствовать тревоги и надежды, сопровождавшие эту короткую и насыщенную событиями жизнь.
Последствия замужества тоже сильно пошатнули её состояние. После вступления в брак буквально вся её жизнь перевернулась с ног на голову. Она переехала из Петрограда в Москву, поменяла отчий дом на казенную квартиру в Кремле, а привычное окружение - на общество занятых людей, ровесников ее родителей. Отношения с мужем, человеком сложным, сильно отличались от той доверительной атмосферы, к которой она привыкла в семье.
По мере того как Надежда взрослела и формировался ее характер, разногласий в семье становилось всё больше. Она по-прежнему любила мужа, но цельная и последовательная натура всё чаще провоцировала супругу на споры и, как принято называть, выяснение отношений. Они были слишком разными: сдержанная и основательная Надежда Аллилуева и вспыльчивый и несговорчивый Иосиф Сталин. Грубость мужа она воспринимала в штыки и, если для него ссоры значили «выпустить пар», то для неё это был нескончаемый стресс. Надежда тяжело переживала разлад в отношениях с мужем. Ко всему прочему к регулярным ссорам добавилась еще и ревность: став первым человеком в государстве, Иосиф стал особенно привлекать женские взгляды. Напряжение не замедлило сказаться на здоровье Аллилуевой: в 1930-м ей пришлось отправиться на лечение за границу, в Карлсбад. Поводом к ее самоубийству, по словам Светланы, дочери Сталина и Аллилуевой, послужила ссора между супругами. "А повод был не так уж и значителен само по себе и ни на кого не произвел особого впечатления, вроде "и повода-то не было". Всего-навсего небольшая ссора на праздничном банкете в честь XV годовщины Октября. "Всего-навсего", отец сказал ей: "Эй, ты, пей!" А она "всего-навсего" вскрикнула вдруг: "Я тебе не "Эй!" — и встала, и при всех ушла вон из-за стола", — вспоминает Светлана Аллилуева.
Именно после этой ссоры Надежда и покончила с собой. Все накопленные переживания стресс и болезни привели к тому, что она просто не выдержала.
Для Сталина смерть супруги стала тяжёлым потрясением. Существуют разные версии того, как он отреагировал на смерть Надежды: кто-то пишет о том, что он называл её врагом, а кто-то утверждает, что на похоронах он плакал и упрекал себя в том, что не смог уберечь жену. Нельзя точно дать ответ, что именно тогда произошло и что он чувствовал, но одно можно знать точно: годовщина революции теперь ассоциировалась у него с трауром по Надежде. Теперь праздник не приносил такую радость.