Когда мы думаем о взрыве сверхновой, на ум почти автоматически приходит Бетельгейзе, безусловно, самый узнаваемый красный сверхгигант в ночном небе. Даже люди, не слишком увлекающиеся астрономией, знают про эту звезду в созвездии Ориона. Ведь говорят, что вскоре она взорвется как сверхновая и станет самым ярким объектом на ночном небе. Вопрос только когда это будет? Завтра? Послезавтра? Или "уже" через 100 000 лет.
Звезды, подобные Солнцу, не взорвутся как сверхновые. Наша Дневная звезда через 6-7 миллиардов лет расширится до стадии красного гиганта, затем сбросит свои внешние слои, которые на короткое время сформируют красочную планетарную туманность, и… все. В конце от нашей звезды останется только белый карлик, и он будет остывать миллиарды лет.
Более крупные звезды с массой, по меньшей мере, в восемь раз превышающей массу Солнца, заканчивают свою жизнь гораздо быстрее и гораздо эффектнее. Именно они в конце своей жизни, когда запасы водорода звезды истощаются, начинают создавать все более и более тяжелые элементы. Сначала это углерод, кислород, кремний и т. д. История заканчивается железом. Ну, железо генерирует меньше энергии, чем необходимо для его производства. Поэтому звезда коллапсирует под действием собственной массы, а затем взрывается как сверхновая.
Это и судьба Бетельгейзе, которая уже находится в стадии довольно развитого красного сверхгиганта. Проблема, однако, в том, что возраст звезд, даже самых массивных, исчисляется десятками миллионов лет, а продолжительность жизни человека составляет всего несколько десятков лет. По этой причине, даже когда мы наблюдаем звезду, которая вот-вот взорвется... мы не можем быть уверены, произойдет ли это через несколько дней, месяцев, лет или, может быть, через 23 751 год. По возрастной шкале звезды – это последний момент. Для представителя вида Homo sapiens это может быть завтра или через 40 поколений.
Отсюда разочарование в том, что мы знаем, что Бетельгейзе находится в конце своей жизни, и в то же время мы не знаем, взорвется ли она при нашей жизни и не упустим ли мы удовольствие от наблюдения за этим космическим катаклизмом.
Однако есть способ предсказать взрыв сверхновой
Не совсем, потому что еще нет причин определять, в какой день взорвется сверхновая, и брать на этот день отпуск. Тем не менее ученые нашли кое-что не менее интересное. В некоторых случаях мы можем определить, что наблюдаемая нами звезда взорвется всего через несколько лет.
Откуда вдруг такая точность?
В рамках своего исследовательского проекта астрономы проанализировали данные наблюдений за звездами, взорвавшимися как сверхновые типа II-P. Это очень характерные сверхновые, которые остаются яркими в течение длительного времени после взрыва.
Анализ фотографий этих звезд до взрыва показал, что за несколько лет до взрывов, как красные сверхгиганты, они тускнели, окруженные все более плотным облаком пыли. Этой пыли там было больше, чем в 2020 году вокруг Бетельгейзе (когда ее яркость значительно упала на несколько месяцев).
Компьютерное моделирование показало, что такие оболочки начинают формироваться за несколько десятков лет до взрыва. Поэтому возможно, что, увидев такого красного гиганта, окруженного огромным количеством пыли, мы сможем обнаружить звезду, которая только готовится к взрыву сверхновой в ближайшие несколько лет. Мы можем быть уверены, что когда такая звезда будет обнаружена впервые, ученые будут внимательно изучать ее в течение следующих нескольких лет, собирая о ней подробные данные. Если звезда взорвется, у нас в руках будет подробный отчет о последних мгновениях жизни звезды. И это будет большой успех.