В 1749 году Жан-Жак Руссо выдвинул идею о том, что человек по своей природе добр. То есть, добр по своей природе. И сейчас очевидно, что эта идея остается в силе, учитывая то количество кислорода, которое мы даем ей в СМИ, политике и развлечениях.
Но в ответ на этот романтический взгляд на человеческую природу Федор Достоевский в "Записках из подполья" рисует картину человечества, которое так же близко к аду, как и к раю, человечества, которое по своей природе убого и отвратительно.
И именно тогда, примерно 80 лет спустя, Карл Юнг определит этот темный аспект нас как "тень".
Но вместо того, чтобы осуждать тень человечества, как это делали и продолжают делать многие религиозные группы, Юнг (в отличие от Достоевского) рассматривал ее как ворота для достижения нашего высшего блага.
Рождение тени
В 1913 году, уйдя от Зигмунда Фрейда и занявшись аналитической психологией, Карл Юнг стремился помочь людям, проводя их через сложности их психики. Он делал акцент на гармонизации сознательного и бессознательного - где сознательное - это ваши мысли, воспоминания и эмоции, которые вы осознаете; а бессознательное - информация, которую вы забыли, а также любые воспоминания, которые вы могли подавить.
Эту работу по гармонизации двух составляющих - сознательного и бессознательного - Юнг называл внутренней работой. И вот именно в процессе этой внутренней работы он ввел метод, который был концептуально контринтуитивным для любой традиционной религиозной ориентации: Это было приглашение встретиться со своей тьмой - и не как с врагом, а как с другом.
Что такое тень?
Я начну с простого определения, а затем немного углублюсь. Проще говоря, ваша тень - это ваша вторая половина, ваше альтер-эго, ваше ночное имя. По сути, это контраст с вашей обычной повседневной личностью. Теперь, чтобы дать этому определению больше контекста, Юнг заметил, что нет смысла без контраста - в том смысле, что нет света без тьмы, радости без боли и "я" без "ты". Это привело к мысли о том, что парадокс сам по себе в некотором смысле является водой жизни.
И Юнг подумал, что если не пить эту воду - не характеризовать свою жизнь парадоксом - это создаст дисфункцию в вашем существе, в вашей целостности.
Вот почему он сказал,
"Лучше быть цельным, чем хорошим".
Но как же нам достичь целостности?
Роберт А. Джонсон, писатель и последователь Юнга, определил, что этот процесс похож на то, что мы видим в качелях. Он заключается в его функции. Это означает, что цель нашей личности заключается в этом перемещении вперед и назад между дуальностями "я", между добром и злом, громким и тихим, рациональным и иррациональным, серьезным и глупым.
Какова ценность тени?
Итак, какова ценность тени на индивидуальном уровне? - Почему это должно быть важно для вас?
Ну, ценность тени приходит с осознанием тени. Потому что, делая это, она делает вас полноценным человеком: она заполняет то, что не может заполнить просто хорошее в вас, так что ваша жизнь становится сбалансированной.
Если сказать по-другому, тень играет компенсаторную роль, которая дополняет вашу целостность. Таким образом, если вы ищете, находите и принимаете свою тень, результатом будет глубокое знание того, где вы слабы, где вас можно использовать и как вам можно навредить. Но это еще не все. Продлите свое пребывание с тенью, и она, скорее всего, покажет вам еще больше - вы увидите человека - фактически, версию вас - который воплощает все те слабости, которые вы видели в себе. Это тот, кого жестокий и неумолимый мир неизбежно эксплуатировал и обижал из-за вашего невежества.
Незнание чего? спросите вы.
Незнание собственной тени. Подавленных аспектов вашей личности, которые не видят света дня. Или, в крайнем случае, очень мало.
Так посмотрите на то, во что вы превратились... Дрожащая фигура с осуждающими глазами и кривой улыбкой. Вы видите этот продукт горечи и обиды. Вы видите монстра. Того, кто отвернулся от человечества.Теперь Юнг, вместо того чтобы рассматривать всю эту практику как контр-интуитивную для психического здоровья, рассматривал ее как жизненно важный шаг в процессе внутренней работы - того, что он также называл Индивидуацией. Что, опять же, по сути, представляет собой приведение бессознательного в соответствие с сознанием. Так, например, в примере, который я только что привел, ища и находя эту темную часть себя, вы больше не игнорируете монстра, которым вы способны стать, - монстра, который может прийти в мир и причинить боль и страдания. Вместо этого, получив опыт внутренней работы/Индивидуации, ваше осознание повышается. У вас появляется правильная мотивация, чтобы не дать себе стать этим монстром.
Теперь, чтобы немного спустить это на землю...
На практическом уровне результат этого может выглядеть следующим образом: вы защищаете себя от других людей, которые могут навредить и воспользоваться слабостями, которые, как вы знаете, у вас есть. Вы учитесь говорить "нет" приглашениям, которые вы предпочли бы не принимать. Вы учитесь не всегда видеть в людях хорошее. Вот почему Юнг сказал,
"Знание своей собственной тьмы - лучший способ справиться с тьмой других людей".
Подводя итог, Юнг считал, что исследование своего внутреннего мира - это самое важное, что вы можете сделать в своей жизни. И он также считал, что важнейшей частью этого исследования является встреча и принятие своей тени.
Если же вы отвергаете свою тень, то, по мнению Юнга, вы отвергаете вторую половину себя. Таким образом, тень заслуживает того, чтобы быть интегрированной в вашу целостную личность - и опять же, не как враг, а как друг.