Найти в Дзене

Честный отзыв от бывшего сотрудника Сбербанка: стоит ли идти туда работать?

Оглавление

Всем привет!

Хочу рассказать вам о своем опыте работе в Сбербанке. Если вы в поисках работы и собираетесь в этот банк, то мой отзыв немного разгонит счастливую пелену с ваших глаз.

Дисклеймер: статья написана в 2022-м году, но, пообщавшись со знакомыми сотрудниками в Сбербанке, я поняла, что, собственно, в 2024-м году эта информация все так же актуальна.

Первую часть отзыва (а она о плюсах банка) можно прочитать здесь:

На 3-м курсе университета я жила напротив главного офиса Сбербанка и по утрам наблюдала, как туда заходят улыбающиеся сотрудники, несут с собой сумки, документы… Я мечтала о такой же работе.

Логотип банка, фотография взята с просторов интернета
Логотип банка, фотография взята с просторов интернета

И вот, в недалеком 2016-м году, получив задание на преддипломную практику, попала в закулисье Сбербанка, более того – того самого офиса, куда я и хотела. Это был главный офис в нашем городе. Попала туда и решила остаться. Вот прямо с ходу. Настолько я была полна энтузиазма, желания развиваться. Кроме того, работа была связана с малым бизнесом, а это, как минимум, новые знакомства и интересные люди.

Изображение от seventyfour на Freepik.com
Изображение от seventyfour на Freepik.com

Работа в сегменте малого бизнеса интереснее и насыщеннее, чем работа с физическими лицами. Мы изучали много информации о корпоративных продуктах, учились работать в программах, общались с директорами компаний, индивидуальными предпринимателями. Для меня это намного интереснее, чем выдавать карты и пенсии физ. лицам.

Однако, не все было так радужно.

Все же минусов было больше.

Я напишу здесь о тех минусах, которые были в моем офисе. Но, уверена, что во многих коллективах в Сбербанке встречаются такие люди и коллективы. Как говорится, вам надо быть готовым ко всему.

1. Начнем с несправедливости в коллективе.

Если вы новый сотрудник, который вливается в старый устоявшийся коллектив, запаситесь успокоительными.

У меня были замечательные коллеги. Но в семье не без урода. Многие из них действовали исподтишка. Например, находишь клиента, обзваниваешь его, устраиваешь встречу, продаешь продукт, остается только подписать документы. И тут приходит коллега, который работает тут 10 лет, берет клиента за ручку и уводит в свой кабинет, попутно сверля тебя взглядом, как будто так и должно быть. При этом неоднократно говорит клиенту, что ты новый сотрудник и мало что понимаешь в работе.

Вообще на любой работе очень сложно влиться в уже устоявшийся коллектив. Я была самой младшей. И все шишки летели на меня. Даже базу предпринимателей и организаций мне дали такую, где 70% уже была банкротами.

Но это то, с чем столкнулась я. Возможно, вам повезет больше. Но поверьте, банк - это среда гиен и лис. Здесь кругом лживые люди. Порой люди готовы на многое, чтобы получить лишнюю копеечку.

2. Второй минус - это нереальные планы.

Планы есть у каждого специалиста, далее идет план отдела, потом план офиса, потом план подразделения и т.д. Перед глазами всегда список, сколько открыть счетов, выдать карт, установить терминалов, выдать кредитов. И план продаж никогда не бывает одинаковым. Каждый месяц планы растут прямо пропорционально. Перед увольнением я была в шоке, когда увидела план на выдачу 26-ти миллионов рублей за месяц, 400 корпоративных карт, открытие 120-ти счетов, установка терминалов эквайринга с оборотом 200 тысяч, и все это сидя на первой линии и обслуживая непрекращающийся поток клиентов. Учитывая, как плохо идут дела в малом бизнесе в России, тем более в регионах, нетрудно догадаться, что обычно клиенты берут 1-2 миллиона для развития своего бизнеса. И если ты вдруг нашел крупного клиента, который решил взять 10 миллионов, тут же выбегает коллега с лисьими глазами и уводит твоего клиента.

Ну и от выполнения планов зависела премия. Поэтому за клиентов готовы были драться.

3. Не было никакой помощи.

Были ассистенты, которые помогали с бумагами, но со временем их сократили. В итоге ты сидишь и разрываешься: оформлять клиента в программе, распечатывать документы, оформлять и выдавать карту, оформлять кредит, открывать счет - каждая операция занимает минимум час. Мы пытались уложиться в 15-30 минут, но планы всегда хромали, потому что если делаешь упор на одно - проседает другое.

Изображение от wayhomestudio на Freepik.com
Изображение от wayhomestudio на Freepik.com

4. Никому ненужные утренние и вечерние "летучки".

"Летучка" - это утреннее собрание, ради которого мы приходили в 08.00-08.30 утра. На этом собрании озвучивалось то, какие мы все жалкие продажники. Никакой конкретной, нужной и важной информации. Хорошее начало дня, согласитесь.

Изображение от bearfotos на Freepik.com
Изображение от bearfotos на Freepik.com

По той же причине приходилось задерживаться по вечерам, в 18.00 начиналась вечерняя "летучка", а по факту она могла быть и в 19.00.

4. В Сбербанке вообще нет графика.

Формально он есть, с 09.00 до 18.00. Мы приходили в 8-8.30 - на утреннее собрание.

Обеда нет. Ну, может быть, минут 10. Успеешь еще чай попить - ты вообще молодец.

После 18.00 заканчивается поток клиентов и начинается типичная работа банковского работника: перебирание и сбор бумажек, упорядочивание работы, выдача кредитов. Я до последнего сидела и ждала, когда кредит упадет на карту клиента. Уходила в 21.00-22.00, один раз ушла в 23.30. Естественно, никаких денег за переработку.

Иногда приходилось выходить на работу в субботу, при пятидневной рабочей неделе. Считаю, что это недопустимо, потому что в офисе хранятся деньги, сканы паспортов и данные клиентов. А начальству все равно: сказали выходить и работать - выходишь и работаешь. И такие дни не оплачиваются. Офисы закрыты, везде охрана, а ты сидишь без света, с настольной лампой, потому что в офисе даже днем темно.

5. В связи с этим, никакой личной жизни.

6. Сокращение количества сотрудников.

Заумно это назвали "оптимизацией". А по сути - "платить будем так же, но работать будешь за троих". Моя единственная коллега, с которой мы делили первую линию, ушла в декрет. Для меня начался настоящий ад. Я работала на первой линии, как раз до позднего вечера. Обслуживала клиентов за клиентом, игнорируя все планы. Потому что начальство сказало: главное – клиент, который пришел. У меня не оставалось времени обзванивать клиентов. Но я старалась как могла. В итоге высылала смс-ки клиентам со своего номера, хоть как-то пыталась выкрутиться из сложившейся ситуации.

7. Никакой корпоративной симки.

Не знаю, может быть прошли годы и политика компании изменилась, но мне приходилось обзванивать клиентов со своего личного номера. Тогда я была молодой и неопытной, можно было хотя бы купить новую симку, но никто не направил на путь истинный. В итоге клиенты постоянно звонят на личный номер, многие не уважают личное пространство, звонят со своими проблемами даже ночью. Это жутко неудобно. А особо ушлые мужчины постоянно пишут непристойные предложения. Блокируешь их номера телефонов, а потом сидишь и выслушиваешь в офисе от них же жалобы, что они мне писали с вопросом по работе, а я им не ответила. Ну как я отвечу, они ведь заблокированы.

8. Один из главных минусов Сбербанка - это начальник на начальнике.

Изображение от pressfoto на Freepik.com
Изображение от pressfoto на Freepik.com

В Сбербанке просто целая куча начальников. У меня был начальник, у начальника начальник, у третьего начальника еще один начальник, у него еще один начальник, карты выдавать - один начальник, счета курирует - другой начальник, кредиты выдаешь - отчитываешься перед кредитным начальником. И все бы ничего. Но... Каждый суслик агроном. Один говорит одно, второй - другое. Никакой скоординированности планов. Требуют одно, потом приходит другой начальник и требует другое.

9. Причем самый главный минус - многие начальники абсолютные профаны в своей работе!

За время моей работы (2 года) у меня сменилось 5 начальников офиса, и это я не считаю начальников подразделения. В последний раз поставили начальницей женщину, которая абсолютно ничего не понимала в работе. Мы с коллегами были в недоумении. Она реально сидела с нами и вникала в суть работы.

10. Отсюда десятый минус: Сбербанк - это огромная семья.

В буквальном смысле. Брат, сват, кум, дальний родственник - все начальники так или иначе родственники друг-другу. Или друзья, которые устроили друг-друга на работу.

Да не только начальники. Даже те самые коллеги, которые уводили у меня клиентов, приводили устраиваться на работу своих родственников и друзей.

У меня два раза была такая ситуация. Один раз начальница начала придираться буквально по всем мелочам. Целыми днями. Вызывала к себе по пустякам, указывала на то, что клиент остался недоволен моим обслуживанием (хотя по словам клиента всё было хорошо), стояла по 2-3 часа за моей спиной и смотрела на работу, могла пригнать стул и сесть позади меня, на вечерних летучках перед всеми высказывала, что я не умею работать. Заставила писать объяснительную, почему я весь прошлый месяц проходила через турникет в 08.35, хотя летучка начиналась в 08.30 (тогда была другая начальница и она сама перенесла нам летучку на 08.45, а затем она перешла в другой отдел и всё стало как прежде). Пришлось писать своей бывшей начальнице в другое отделение, она мне по почте отписалась, что разрешила всем приходить к 08.45, я это письмо показывала на собрании, куда помимо моей начальницы, пришел ещё начальник повыше. И при этом их не волновало, что весь отдел проходил через турникет после 08.30. Цирк, да и только. Я целый месяц была на нервах, ходила к кардиологу, начались проблемы с сердцем, вечные переживания. А потом я узнала, что она просто хотела меня уволить и устроить своего друга. Поэтому искала повод.

После этого случая начала искать другие вакансии в банке. И как раз в соседнем отделе освободилось место. Я не прошла собеседование, зато его прошел молодой человек, который в банке прежде не работал вообще и недавно только закончил университет по другой специальности. Он просто оказался родственником моей же начальницы, как раз тем человеком, которого хотели взять на мое место.

11. Отсюда следующий минус - каким бы преданным сотрудником вы не были, как бы хорошо вы не выполняли планы, каким бы высоким у вас не был показатель KPI (ключевые показатели эффективности) - повышение - это смесь удачи и подлизываний.

Сбербанк позиционирует себя как банк, где можно получить быстрое карьерное развитие. Это не правда. Разве только если у вас очень хорошо подвешен язык и вы умеете откровенно подлизываться.

На своем опыте, я встречала много сотрудников, которые прекрасно знали свою работу, выполняли планы, однако они по 10 лет сидели в менеджерах. А зачем их повышать, если они прекрасно справляются на своих должностях, верно?

12. Если ты новичок в старом коллективе, то у тебя нет права голоса, ровно как и возможности сходить в отпуск.

Свой первый отпуск я получила через 2 года работы, как раз перед увольнением. Мне просто не согласовывали отпуск, потому что некому было работать, попутно припугивая тем, что на мое место стоит очередь до самой улицы. Вернулась бы я в то время с нынешними мозгами, поставить всех на место) Мечтать не вредно.

13. Нет больничным!

Многие скажут, кто любит сотрудников, которые часто болеют?

Да никто, Сбербанк тем более. Временами приходилось работать с температурой 38. Либо на больничный давали список клиентов - сидела и обзванивала их дома, каждый час отчитывалась перед начальницей, что сделала и кому позвонила, высылала отчеты в эксель с результатами обзвонов.

Зимой упала на остановке и ушибла руку, хотели дать больничный, позвонила начальнице рассказать ситуацию, на что получила ответ: "а твою работу я буду делать?" Ходила с эластичным бинтом на работу и с температурой, а по вечерам бежала на физ.лечение.

Особенно было жаль сотрудников, у которых были дети. Сами знаете, что дети часто болеют и у родителей есть все основания оформить больничный. У нас в коллективе была сотрудница - ключевой клиентский менеджер (а это уже должность повыше), всегда выполняла планы и хорошо себя показывала. У нее был маленький ребенок, который зимой слег раза 3 на больничный, ну и она вместе с ним.

Ей поставили условие - либо уходи, либо садись на обслуживание входящих клиентов. С ребенком не уволишься, в итоге ее перевели в другой отдел на окраине города, сидеть и обслуживать клиентов.

Вот такие истории бывали у нас в отделе.

14. Отсюда вытекает следующий минус. Если ты студент (а среди сотрудников банка студентов много), то забудь об учебе, либо выкручивайся, как можешь.

Изображение от wayhomestudio на Freepik.com
Изображение от wayhomestudio на Freepik.com

В трудовом договоре у тебя есть право на учебный отпуск. А по факту - ничего. Мало того, что мне не давали такой отпуск, так меня и не отпускали в определенные дни на сдачу сессии. Это было мое второе высшее образование (магистратура), потому что, при принятии на работу сюда же, мне сказали, что я не смогу далеко уехать со своим дипломом бакалавра и что надо доучиваться в магистратуре.

Я по 4 раза ездила пересдавать некоторые предметы, потому что в день сдачи меня то не пускали, то откровенно издевались. Один раз я отпросилась в 17.00 и поехала на пересдачу, которая должна была состояться в 18.00.

В 17.50 мне позвонила начальница и сказала, чтобы я в 18.00 была на вечерней "летучке". На мои доводы, что я же отпросилась, пожалуйста, мне надо сдать предмет, она мне сказала, что это не ее проблемы. Заказав такси, я приехала обратно, зашла в офис в 18.10. В это время они обсуждали свои выполненные планы, хвалились своими клиентами, меня пристыдили за опоздание. В 18.20 начальница сказала, что всё, все свободны.

Сказать, что мне было очень обидно - ничего не сказать. Потому что на этой "летучке" для меня не было никакой информации, у меня даже не спросили про выполненные планы. Начальница откровенно поиздевалась.

15. Неадекваты среди клиентов.

Если встречаются неадекваты среди бизнесменов, то я боюсь представить, что творится в отделе физических лиц. Бывали клиенты, мужчинами не могу их назвать, которые клеились, делали неуместные высказывания, исподтишка снимали на видео, названивали и писали ночами.

В общем, первый год работы мне дался более-менее.

Я училась, планы были не такими заоблачными.

Последний год прошел как в тумане. Отсутствие коллеги на замену, работа с 08.00 до 22.00-23.00, отсутствие полноценного обеда, я стала плаксивой, по ночам плакала, пропал сон, начала спать по 2-3 часа, начало побаливать сердце и я посещала кардиолога, отсутствие отпуска, вечное трепание нервов. Работа не оставалась на работе, я приходила домой и искала пути, как завтра буду выполнять план, составляла списки для обзвона. Личная жизнь пошла под откос и в итоге мы расстались с парнем, он постоянно подозревал в изменах, потому что меня не было дома по вечерам. А я работала. Мне не хотелось вставать по утрам, было очень грустно, подавленное состояние. Я похудела на 11 кг. Узнала, что такое сексизм и мизогиния.

Спустя два года работы в таком режиме, я загремела в больницу с диагнозом "расстройство нервной системы".

Эти две недели в больнице стали моим спасением. Я спала и ела.

Спокойная вышла на работу. И затем прилетело сообщение, что меня сокращают. Стало грустно. Но я выдохнула. Ну наконец-то. Возможность уйти с двумя зарплатами и со всеми выплатами меня вполне устраивала. Но в сердце что-то щелкнуло. Хотела доказать всем, что я хороший сотрудник. За месяц, вместе со своим новым руководителем (я очень благодарна ему за помощь и понимание), перевыполнила план на 200%, лучше всех в городе и стала клиентским менеджером месяца.

И мне предложили остаться. Я счастливая осталась. Эйфория затуманила глаза. Как известно, люди быстро забывают плохое. Вот и я замечталась, думала, что теперь все будет по другому.

Моего руководителя, кстати, сократили. И как раз взяли женщину, которая мало что понимала в нашей работе.

Но все оставалось так же. Выслушав очередные оскорбления от новой начальницы, я вышла и задумалась. Я думала, что сколько еще буду плакать из-за вас? Кто вы, чтобы говорить мне такие вещи?

Мне показалось, что в этот момент я выросла.

За неделю нашла новую работу. И написала заявление об увольнении.

Ушла через две недели, счастливая.

Вообще, хочу сказать, что кроме негатива было много и хороших моментов.

Во-первых, не все начальство плохое. Мне встречались замечательные люди тоже.

Во-вторых, среди клиентов было столько интересных, сильных личностей, что познакомившись с ними я думала: ваау, этот человек действительно крутой, я хочу быть такой же.

В-третьих, не все коллеги плохие. Даже если у меня уводили клиентов, многие из сотрудников за пределами банка вели себя достойно, могли и поддержать, и советом помочь.

Я благодарна этому опыту. Теперь могу воспринимать большое количество информации, фильтровать людей, вести себя спокойно, даже если выводят на конфликт. Не зря те, кто прошел через это, говорят, что

Сбербанк – это школа жизни.

Звучит, конечно, пафосно, но мне именно так и показалось, потому что я потом просто сидела и кайфовала на новой работе. Пока остальные коллеги устраивали кипишь, я понимала, что все равно здесь спокойнее, чем в Сбербанке.

Поделитесь своим опытом, работали ли вы в банках и везде ли все так плохо?

P.S. Если вдруг в банке у вас все идет не так, как хотели бы, и у вас есть желание накричать на рядового сотрудника, просто вспомните, что, возможно, у этого человека жизнь и так не сладкая.

Спасибо, что вы со мной!🙂

Если вам было полезно и интересно, пожалуйста, поддержите мои старания пальцем вверх😉