Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

Как организовать занятия ребенка?

Очень часто родители жалуются на то, что ребенку сложно сосредоточиться на занятии: играть, веселиться, все хватать, болтать, бесконечно бегать “попить-поесть-в туалет”. Только не делать то, чего надо.

Выдыхаем, стараемся не злиться и ищем способы из сложившейся ситуации выйти. Разберем три основных фактора, которые нужно учитывать при организации занятий для своего ребенка.

Все успеть, все сделать. КАК?
Все успеть, все сделать. КАК?

1. Внимание.

Психологи делят внимание на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное - наша реакция на внешние раздражители (громкий звук, движение, удар). Мы обращаем внимание на эти факторы рефлекторно, не прилагая никаких усилий для того, чтобы это внимание удержать.

Произвольное: любое действие, когда мы заставляем себя что-то делать. Неважно, нравится нам дело или нет. Играем в игру: фокусируемся на правилах. Рисуем: фокусируемся на процессе, смене цветов. Танцуем: на правильности движений и их последовательности.

Послепроизвольное. То, к чему следует стремиться. После того, как мы заставили что-то себя сделать, важно, чтобы мы в процесс втянулись, он стал для нас интересным и понятным, и тогда часть действий уже выполняется без всяких усилий с нашей стороны.

То есть занятия должны быть построены в том числе на повторении пройденного. Это позволяет закрепить уже выученное, довести действие до автоматизма. Вы ведь не начинаете сейчас считать, сколько будет 5+6, и не вспоминаете судорожно, как писать слово “мама”. Вы делаете это на автомате.

После десятого повторения уже нужно прилагать меньше усилий.
После десятого повторения уже нужно прилагать меньше усилий.

2. Интерес.

Не в смысле “с шутками и прибаутками”. Занятия должны быть построены так, чтобы при работе нужно было прилагать определенные усилия, но при этом не было ни слишком сложно, ни слишком легко. Представьте, что 10-летке предложили сыграть в футбол. Со сверстниками ему будет интереснее, чем с 3-летним малышом (очевидно, что его обыграть слишком просто), или чем с 15-летним подростком (если тот не будет поддаваться, шансов никаких).

3. Ресурс.

У мозга тоже есть свой “лимит” энергии, который он тратит в течение дня. Так что не удивляйтесь, если ребенок после того, как наигрался в телефон и компьютер, отказывается заниматься чтением, письмом или развитием речи, а если и удастся посадить за стол, настроиться на занятия ему будет куда сложнее. Попробуйте сами слопать пару-тройку гамбургеров и запить колой, а потом съесть полезный суп.

Поэтому старайтесь планировать расписание таким образом, чтобы большая часть занятий приходилась на первую половину дня. Если такой возможности нет, пусть отдых будет более активным и полезным: прогулки, активные игры. Гаджеты лучше оставить “на десерт”.

Напомню, что ранее я уже рассказывал о способах помочь ребенку сконцентрироваться на занятиях и меньше отвлекаться в статье “Слишком активный ребенок: как настроить на занятия дома?