Найти в Дзене
Memento mori

Армянское кладбище, Москва

Начну издалека. В начале XVIII века в Москве появилось первое отдельное армянское кладбище, которое располагалось на Большой Грузинской улице и называлось Пресненским. Там же в 1746 году построили и церковь - Успения Пресвятой Богородицы. Кладбище было совсем маленьким, хотя и значимым, - среди прочих известных людей там был похоронен основатель известной купеческой династии - Лазарь Назарович Лазарев (1700 - 1782 гг.) В 1747 году он с семьей перебрался в Россию из Персии, основал шелковую мануфактуру в Подмосковье (Фряново) и стал поставщиком Императорского двора. Екатерина II за многочисленные заслуги пожаловала потомственное дворянство этому не только успешному предпринимателю, но и щедрому меценату. Далее в рассказе вам еще не раз встретится эта фамилия.

21 апреля 1805 года, по прошению Минаса Лазарева, было основано еще одно армянское кладбище, место для которого выделили напротив "чумного" Ваганьковского. О нем - мой новый рассказ, поскольку Пресненское, увы, было снесено вместе с церковью в 1930х, и место то давно застроено домами, а могила Лазарева утеряна. Заодно снесли и Крестовоздвиженскую церковь в Армянском переулке (1779 года).

Армянское - самое маленькое кладбище Москвы, всего 2,2 га. У входа висит табличка: "Памятник архитектуры "Армянское кладбище". Некрополь XVIII — XIX веков. Охраняется государством". Почему XVIII? Может, на этой территории уже были захоронения до официального выделения участка? Или некрополь - своего рода "правопреемник" старого, Пресненского кладбища? В любом случае, сейчас самое старое захоронение - 1818 года, более ранних не сохранилось.

В 1815 году на территории было завершено строительство церкви Святого Воскресения - третьей армянской церкви в Москве, на средства Мины и Иоакима Лазаревых. Интересный факт: как и ее предшественницы, церковь была выстроена без колокольни, так как колокольный звон в армянских церквях Москвы и Петербурга был запрещен (до 1860-х годов).

В 1859 году вокруг некрополя был отстроен дивной красоты забор по завещанию Исайи Касперова. Удивительный был человек, - потерял правую руку в бою под Бородино, но не утратил ни духа, ни сил творить добрые дела. Выстроил приют для бедных, учредил стипендию для сирот, - а ограду по проекту архитектора Михаила Быковского уже не увидел, строительство контролировали душеприказчики. Это была первая кладбищенская каменная ограда в Москве: у других некрополей в то время (в лучшем случае) стоял дощатый забор.

При входе на территорию замираешь около прекрасного памятника "Оставленным могилам". Как гласит табличка рядом - "Возведен в честь тех, кого уже нет в живых и чьи места последнего приюта недоступны для поклонения родными и близкими".

Памятник "Оставленным могилам"
Памятник "Оставленным могилам"

Памятник был сооружен в 1998 году на средства профессора-геолога Григория Аркадьевича Габриэлянца, скульптор - Фрид Согоян.

Далее небольшое пространство, лишенное деревьев, забито огромными черными памятниками последних лет, среди которых может заинтересовать разве что надгробие Владимира Оганова (вора в законе по кличке "Вачикос Шестипалый"). Он сидит в полный рост, уютно устроившись в кресле, и на правой его руке - действительно шесть пальцев. Но честно - не искала, не рассматривала.

Лучше сразу нырнуть под сень деревьев, пройти по узким дорожкам и прикоснуться к судьбе гораздо более значимых людей. Вот в самой глубине некрополя похоронена любимая актриса миллионов советских людей - Надежда Румянцева, которая бросила кинокарьеру ради любимого мужа Вилли Хштояна и прожила с ним в счастливом браке до конца своих дней. Слышите этот голос, эту интонацию? Я иногда пересматриваю ее фильмы...
- А у меня по щам всегда были пятерки!

Надгробие Надежды Румянцевой
Надгробие Надежды Румянцевой

А вот Николай Тарасов, застрелившийся в 28 лет. Памятник создан гениальным скульптором Николаем Андреевым и воспроизводит сцену самоубийства, причем лицо усопшего отливали по посмертной маске. В советское время памятник был украден, лишь голова сохранилась в музее МХТа. В 1991 году стараниями Орехова и Мальяна скульптуру восстановили, ныне она охраняется государством.

Получив огромное наследство от отца, который развернул в Москве "Товарищество мануфактур братьев Тарасовых", Николай поддержал труппу МХТ за границей, вручив Немировичу-Данченко 30 тысяч рублей, за что попал в состав дирекции МХТ (и впоследствии продолжал помогать). Основал театр-кабаре "Летучая мышь" вместе с товарищем Никитой Балиевым. И умер из-за любви. Театральная вышла история, как еще это назвать?
Бывшая любовница Тарасова, Ольга Грибова, пришла просить денег для текущего друга сердца, который проигрался в карты. Николай денег не дал. Незадачливый игрок застрелился. Ольга, узнав об этом, решила покончить с жизнью аналогичным образом (немного неудачно, но вскоре скончалась в больнице). Николай, узнав об этом, тоже застрелился.

Надгробие Николая Тарасова
Надгробие Николая Тарасова

Говорят, что дух Николая Тарасова до сих пор бродит по дорожкам некрополя и предлагает деньги всем, кто его повстречает. Мне вот не повезло))

В советское время на кладбище начали хоронить не только армян, поэтому здесь можно найти захоронения таких людей, как:
- летчика Бориса Туржанского, первого Героя Советского Союза за боевые заслуги
- писателя Андрея Платонова
- трубача, артиста Большого и Мариинского театров Михаила Адамова
- архитектора Алексея Душкина, автора некоторых станций Московского метрополитена, например любимой многими "Площади Революции", создателя высотки на Красных Воротах в Москве, ж/д вокзалов в Симферополе, Сочи, Евпатории, и многого, многого другого
- писательницы Марии Марич и многих других.

А вот обелиск с полуразрушенной статуэткой наверху - место захоронения одного из представителей дворянского рода армянского происхождения, Андрея Афанасьевича Лорис-Меликова. Самый известный представитель этого рода, граф Микаэл Тариэлович Лорис-Меликов, занимал пост министра внутренних дел при Александре II.

На Армянском захоронены Тигран Петросян, двухкратный чемпион мира по шахматам, и писательница Мариэтта Шагинян, и Микаэл Таривердиев, композитор, чью музыку вы слышите в фильмах "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы". Каждый изгиб дорожки приводит к новым именам, оставившим после себя память на многие поколения. Вот могила Николая Майсуряна, селекционера и растениевода, профессора Тимирязевской академии: вывел множество новых сортов, опубликовал около 300 научных работ (!), принял активное участие в реабилитации Вавилова. А вот - Исаак Джамгаров, основавший вместе с братом Иваном один из крупнейших банковских домов Российской империи. Щедрые меценаты, они вложили в развитие Москвы столько, что топонимы и здания с их фамилией пережили годы советской власти: Джамгаровский пруд в Лосиноостровском районе, Доходные здания Джамгаровых на Кузнецком мосту и т.д.

Отдельно не могу не отметить красоту хачкаров (о хачкарах можно подробнее почитать в этой статье), которые можно встретить на Армянском. Это еще один повод приехать и погулять по некрополю.

Кладбищенская церковь в советское время использовалась как гранитная мастерская, но уже в 1956 году была обратно передана верующим. А под ее зданием, в фамильной усыпальнице, покоятся 23 человека из семьи Лазаревых. Проход к ним в настоящее время замурован.

А еще на этом маленьком некрополе есть три часовни в традиционном армянском стиле - усыпальницы рода Анановых. К сожалению, состояние этих строений плачевное, что видно на фотографиях.

В одной из часовен захоронен Иван Степанович Ананов (1811–1888 гг.) - купец I гильдии, действительный стаодин из богатейших людей России XIX в. В честь его назван Ананьевский переулок неподалеку от м.Сухаревская. Две другие часовни возвещены над могилами зятей Ивана Степановича - Аршака Миансарова, адвоката, и Георгия Кананова, востоковеда.

Ананов вкладывал огромные средства в благотворительность не только при жизни, но и после смерти: по его завещанию Георгий Кананов учредил три стипендии, благодаря которым учились дети из крестьянских семей. Хочется верить, что часовни восстановят.