Найти в Дзене

Кича – вахта губическая - 1

Оглавление

Душещипательная повесть в нескольких частях (часть 1)

(книга «Больше, чем тире»)

Вместо пролога.

Ну что? Вытянем ещё одну ниточку воспоминаний из общего клубка памяти?.. В предыдущей истории я лишь мельком упомянул про караул на гарнизонной гауптвахте, когда меня выручил мой одноклассник Эдмундас, и понял, что одним рассказом мне не отделаться. Очень уж особенное это место – гауптвахта. Я обратился к своим друзьям-товарищам постараться вспомнить что-нибудь интересненькое на эту тему. Тема оказалась настолько животрепещущей и наполнена яркими воспоминаниями, что их набралось аж на целую документальную повесть. Поэтому, прежде чем я приступлю к обнародованию наших воспоминаний, я спешу поблагодарить тех, кому обязана своим рождением эта повесть. Я намеренно опускаю фамилии, ибо так требуют законы жанра и постулаты этики. Так что, кто знает, тот догадается о ком идёт речь, а кто не в курсе дела – то и знать фамилии наших героев совсем не обязательно. Так что эта повесть написана благодаря помощи моих добрых однокашников: Руслану Ш., Александру К., Игорю К., Эдуарду Т., Дмитрию Ш., Вадиму М., Олегу К… ну и всем остальным, с кем мне посчастливилось стоять в карауле в те весёлые курсантские дни.

Основные понятия и термины.

«Гарнизонная Гауптвахта» - это официальное и «всамделишное» название места, где отбывают наказание наиболее злостные нарушители воинской дисциплины. Гауптвахта имеет также много производных: Губа, Кича, Гауптическая вахта и Губическая вахта. К охране нарушителей привлекаются военнослужащие различных частей и соединений, а также курсанты военных училищ. Этот вид охраны называется караулом и предусматривает службу с настоящим боевым оружием, то есть с автоматом Калашникова. Не знаю, как сейчас, но тогда с автоматом у курсантов нашего училища заступали всего в два караула – по охране знамени училища на посту номер 1 и гарнизонный караул по охране гауптвахты, где в застенках томились негодяи, злодеи и враги воинской дисциплины из различных воинских частей Калининградского гарнизона. Знамя охраняли курсанты с первого по третий курс, стоявшие в больших нарядах. Ну а в гарнизонный караул заряжались курсанты только третьего и четвёртого курсов.

Но что же это за такое страшно необычное место – калининградская гауптвахта? Если идти по Артиллерийской улице города Калининграда, то среди разномастных трех и пятиэтажных зданий, по левой стороне улицы можно заметить парочку строений, выделяющихся своей особой архитектурой и особым цветом тёмно-красного восточно-прусского кирпича, которые огорожены высоким серым забором с незатейливым орнаментом из колючей проволочки поверх него. В наши дни серый каменный забор сменила изящная решётка.

Здание комендатуры на Артиллерийской улице. Сейчас уже забор не тот и ворота сменили на более прозрачные.
Здание комендатуры на Артиллерийской улице. Сейчас уже забор не тот и ворота сменили на более прозрачные.

Это и есть военная комендатура Калининградского гарнизона. Въездные ворота, окрашенные в такой же нейтрально-безысходный цвет, невольно заставляли вспомнить изречение древних латинян «Мементо мори» и были призваны наводить тоску и уныние всяк сюда попадающему и входящему, даже (и тем более) отпускников, встававших на воинский учёт или снимающихся с него. На самой территории комендатуры находится трёхэтажное здание самой комендатуры – оной как таковой в стиле позднего прусского урбанистического кубизма, которое располагается слева от ворот. Также имеются автопарк, караульный городок и самое главное - здание мрачной гауптвахты такого же цвета. Здание гауптвахты, хотя и немаленькое - с тремя этажами, но оно никак не смахивает на архитектурную доминанту, да и с точки зрения градостроительства оно не относится к мировому культурному наследию. Напротив, это грубое здание, построенное по всем правилам казематно-тюремного зодчества пруссаков и гестаповцев с неправильной крышей и монолитной стеной с щёлочками частых окошек, забранных толстыми решётками, выглядит усталым и подслеповатым. Хотя это здание и находилось в стороне от туристических маршрутов и никак не являлось достопримечательностью города, оно всё же пользовалось большой популярностью в военной среде Калининградского гарнизона, особенно среди злостных нарушителей воинской дисциплины и среди курсантов нашего училища в ходу было несколько леденящих душу жутких преданий, связанных с этим мрачным и совсем неприветливым зданием.

Слева - здание гауптвахты.
Слева - здание гауптвахты.

Быть может - враки, басни, ерунда или Легенды и мифы губической вахты.

Одно старое и страшное предание гласит следующее. В одной из камер нынешней гауптвахты, а в те далекие кайзеровские времена - в тюрьме столицы Восточной Пруссии сидела сама Клара Цеткин. Хотя стоит отдать должное истине – сама известная деятельница немецкого и международного коммунистического движения никогда и не была в Кёнигсберге, но всем без исключения: и сидящим и охранявшим ныне нравилась эта пикантная легенда. Каждому приятно в глубине души чувствовать свою вселенскую сопричастность к тем далёким историческим событиям, и не важно в какой ипостаси: в роли узника или охранника. Курсанты настолько прониклись этой легендой, что даже обыкновенную жестяные кружки, из которых они пили чай или воду в караульном помещении величали либо "Кларой", либо "Цеткин". Грустная правда заключалась ещё в том, что если бы известная революционерка действительно сидела бы на киче, то на этом месте была бы не гарнизонная гауптвахта, а музей имени Клары и не только Цеткин. Так что теперь вполне объяснимо, почему на стенах комендатуры отсутствовали всяческие памятные и информационные таблички на эту революционно-историческую тему.

Легенд и преданий про гауптвахту было множество, но вот одна тоже очень нравилась курсантам, и они перед каждым заступлением в караул пересказывали её по несколько раз. Каждый – на свой манер. Ну, вот одна из версий этой легенды про меткого караульного и отчаянного арестанта, которого везли из одиночной камеры к зданию военного суда в обыкновенном грузовике с тентом. Когда машина, в кузове которого сидели арестант и караульный, остановилась на перекрестке из-за светофора, то арестант, разом перемахнув через борт грузовика, стремглав бросился наутёк вдоль по Артиллерийской улице. Караульный же не мудрствуя лукаво, вскинул автомат, снял его с предохранителя, передёрнул затвор и с криком «Стой! Стрелять буду! тут же дал очередь вслед удаляющемуся беглецу. Одна из пуль настигла арестанта и он упал замертво на холодный асфальт тротуара как раз возле каменного забора. Уже позднее все с удивлением говорили, что караульному неимоверно повезло. Ибо пуля, попавшая прямо в позвоночник убегавшему была не первой, без следов оружейной смазки, а стало быть – перед попаданием всё таки был предупредительный выстрел в воздух. Это раз. Во-вторых, караульный шмальнул из автомата очередью, при этом чудом никого не зацепив, хотя в тот час на улице было немало прохожих. Легенда утверждает, что за такие чёткие и правильные действия сам комендант наградил караульного именными "Командирскими" наручными часами лично… А вот если бы пуля, попавшая в беглеца, оказалась бы первой или кого-то из прохожих зацепило бы очередью, то вместо ценного подарка караульный сам бы загремел под фанфары сначала на кичу, а потом бы и в дисбат (дисциплинарный батальон).

Эту история, которую курсанты вспоминали перед самым заступлением в караул, несла в себе назидательно-мобилизационный подтекст и призывала всех быть бдительным и предельно осторожным в карауле. Правда это или только караульная байка – судить не берусь, но она всем тогда очень нравилась.

А вот другая история. Она действительно произошла на самом деле и поразила всех нас тогда своей невероятностью, нелепостью и полнейшим абсурдом. А предыстория, которую нам зачитал заместитель начальника училища прямо перед всеми курсантами на общеучилищном построении, была такова.

В одиночных камерах, которые располагались на третьем этаже гауптвахты, сидели-посиживали трое отщепенцев, которых за неуставные противоправные действия осудили на пару лет дисбата, в ожидании этапирования к месту отбывания наказания. В ту памятную ночь по охране гауптвахты стояли курсанты из Калининградского военного авиационного училища (КВАТУ). И вот каким-то невероятным образом те трое смогли уговорить-уломать караульного, чтобы тот отпустил их на волю в город «совсем на чуть-чуть» - всего до магазина и обратно, чтобы затариться перед долгой дорогой продуктами и водкой. В благодарность они посулили всему караулу несколько бутылок беленькой. Абсурд? Безусловно! Нелепица? Не то слово! Но самое невероятное, что этим преступникам в ту ночь удалось-таки выбраться на свободу. Как и каким образом им это удалось - никому не понятно. Караульный на этаже только охраняет с автоматом. Ключей от камер у него нет по определению. Для этого есть другой человек – выводящий, но только по своему этажу. Чтобы пройти уже со второго этажа на первый нужен ещё один выводящий – по второму этажу, где стоит караульный второго этажа. Далее территорию гауптвахты без заместителя начальника караула просто так не покинуть - нужно пройти через караульное помещение и открыть дверь, запертую изнутри, и ещё далее - просто так через КПП комендатуры тоже не пройти там стоят дежурные со штык-ножами. И складывалось такое ощущение, что вся караульная служба либо находилась в отключке под наркозом, либо вся она соблазнилась виртуальными бутылками «Столичной». Ну это уже совсем невероятный бред и ерунда с враками. Но как бы то ни было, но этим троим как-то удалось беспрепятственно миновать все контроли и посты и выйти безнаказанными в город. И, конечно же, те арестованные сбежали, навсегда покинув город. Тогда для всех, кто слышал эту историю на построении всё казалось каким-то невероятным и потусторонним. Но факт оставался фактом – преступники сбежали, преодолев многоступенчатую систему охраны.

По слухам и домыслам, которые еще долго будоражили нашу систему весь тот караул в полном составе наказали в персональном порядке: кого-то разжаловали, кого-то отчислили из училища, начальника караула вообще уволили из Вооружённых Сил без выходного пособия, а вот того наивного караульного третьего этажа и разжаловали, и отчислили и посадили… И это уже не байка. Именно с этого и начинается грустная и суровая реальность – дело в том, что я лично видел этого бывшего курсанта, когда сам был караульным именно по третьему этажу, где в одиночке тот сидел в ожидании уголовного наказания. Ирония судьбы, не иначе.

Однако оставим легенды и мифы гарнизонной «губической вахты» - пришло время рассказать всё по правде и по порядку….

(Продолжение следует)

© Алексей Сафронкин 2022

Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.

Описание всех книг канала находится здесь.

Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.