Откуда мы ушли
Ещё до того, как появились fashion-термины, и в то время, когда искусство не отделяли от ремесла, а техника означала не машинное производство, существовало органично связанное с природой и культурой места явление - ручной ремесленный труд. Он утверждал значение человека - творца, нёс на каждом предмете труда душу его создаля. В изделиях мастеров отражалось то лучшее, что они унаследовали от истории и культуры своего народа и что смогли подарить ему в ответ.
Вещь в то время несла весть, она была памятью и гордостью. В ней совершался диалог и разрешались противоречия. Чем дольше она оставалась - тем была ценнее.
Подмечая нужду практического и эстетического характера, человек преображал в художественном восприятии знакомый ратительный мир, фауну, животных, саму деятельность человека, заботился об уместности этих вещей в быту и на праздниках. Его художественные традиции складывались из тех мариалов, которыми были богаты родные ему земли.
Человек хотел чувствовать себя дома в окружающем его мире, он хотел своего будущего - на основе своего прошлого.
В искусстве художник доходил до универсального и всечеловеческого, открывая ему и обогащая отдельное.
Он не обслуживал своё время, а углубляясь в прошлое, строил далеко идущие вперёд планы.
Но так продолжалось не всегда. Иногда унивесальное ограничивало, привносило чужое и пренебрегало своим. Паралельно с этим прекрасные вещи создавали свою собственную реальность, перестававшую быть связанной с землёй. Люди начинали воспринимать прекрасные изделия как украшение и покрывало над действительнтстью и когда-то даже предприняли попытку отбрость его в сторону, чтобы начать заниматлся "реальностью".
Социум побеждал ремесло, и, отказавшись от работы тех, кто прежде своими идеями задавал стиль и вкус, встал сам, как масса, на первое место.
Развитием было объявлено отрицание и крушение прежнего. Станковизация и технизация делали из человека машину, обслуживающую другие машины.
Идеи понимались вождями нового общества как нечто абстрактное, и потому сами вожди транслировали такие же абстрактные идеи - только уже свои.
К чему мы пришли
Потом это всё развалилось и пришёл постиндустриальный рынок. Человек всё меньше смотрел во вне и внутрь, он уже не искал, он отказывался и принимал что угодно - он смеялся над собой, а не искал, как прежде, свою далёкую и прекрасную сущность.
Торжествует реклама. Вещи ценятся за свою популярность и за вложенные в их продвижение деньги. Вкус современного человека в лучшем случае формирует масс-маркет.
Масс-маркет - это массовое производство товаров из материалов невысокого качества без использования ручного труда. Масс маркет - это все знакомые нам бренды, доступные в цене и по объёму предложения для среднего класса.
Традиционно масс-маркет в сфере рынка одежды противопоставляют способу создания "от кутюр" (высокое шитьё). Это ручная работа. "От кутюр" - это женская одежда, которую нельзя найти в магазинах, она шьётся индивидуально под заказ домами высокой моды, находящимися в Париже.
Рядом также выделяют "прет-а-порте" - готовое для носки. Это большие партии стандартных размеров, попадающие с модных показов на прилавки. Модными домами коллекции часто создаются паралельно с одеждой "от кутюр".
Как мы можем вернуть себе утраченное
Но издалия ручного труда - это не только одежда "от кутюр", это много других вещей ручной работы. Они выходят из моды, чтобы быть способными её определять. Среди изделий ручной работы есть категория, вещей, для которых ветренности моды не существует - это народное ремесло и народные промыслы. Они причастны высокому стилю, благодаря традиции их техника сохраняется столетиями.
Мода может искать вдоновения в классических образцах, к которым относятся промыслы, прибегает к ним, чтобы отрицать или заимствовать.
Как бы мода не изменялась, промыслы остаются. Иногда их голос становится тише. Но это не потому, что им нечего сказать. Просто человек перестаёт их слышать.
Оглушённый новинками и рекламой массового товара, современный человек не ищет ни богатого содержания, ни изящной формы изделий ручного труда. Он не ценит и те из них - которые можно было бы назвать простыми. Поэтому значение и роль вещей, окружающих нас, падает, несмотря на рост их количества. Сама тема народной культуры не заботит прогрессивного человека.
Однако так было не всегда. Простая длительность сменяющих друг друга событий времени не означат развития. Прежде даже простой крестьянский народ выглядел интереснее, чем мы сегодня.
Этот простой(что раньше не означало - плохой) народ ориентировался во вкусе не на рекламу вещей универсального массового производства, каждый раз уходящего дальше от традиции и прошлого, а на душу себя самого и своего края, развиваясь изходя из углубления в прошлое, передачи в труде природных, общественных и космических событий, из диалога с высокой, а не низкой культурой других народов.
Но как этот "эфемерный народ" вёл такой сложный диалог внутри искусства и культуры? - Это происходило благодаря отдельным гениальным Личностям, которые формообразовывали общество, задавали ему вкус и стиль, создавали культуру. Это было такое создание, в котором создающие сами были детьми создаваемого. Между создающим и создаваемым можно сказать, снималась разница и противопоставление. Ведь это русская культура создавала своих гениев (мастеров, хуожников, композиторов, вдохновлявшихся её историей и бытом), да так, что не раз увлекала и европейского человека, даже утончённых парижан.
Русская культура не раз занималась образованием и несла европейскому человеку прежде всего даже не просто свою, а высокую культуру (как то: культуру серебрянного века, славянских древностей, пусть и окрашенных в диковинный модерн - как течение временного качества, открывавшее, например, в балетах "весна священная" или "петрушка" - уникальное и несменяющееся).
Как тогда, в наше время тоже есть мастера, которые посвящают себя ручному труду. Основываясь в своём творчестве не на практическом интересе масс, не на их бескультурии и непостоянстве, не на актуальном, а на его преображении, ремесленные художники наполняют свои изделия прошлым и будущим конкретных народных жизней, делая эти жизни красивыми.
Они рассказывают о возможностях и мечтах отдельных народов - через его миф, историю, эстетический вкус. Говорят и о встрече человека с природой. Они одухотворяют человекие нужды. Они творят в передающихся из века в век технологиях.
Благодаря вашему вниманию и внутренней нашей нужде в содержательном и прекрасном изделия ручного труда не исчезнут. Артистократия будет поддерживать этот огонь и завлекать его яркими исками вас.