Важное имя в истории моды
Когда мы вспоминаем о людях, которые сформировали моду 80-х в том виде, в каком мы ее знаем, на ум обычно приходят Тьерри Мюглер, Джанни Версаче, Джорджо Армани и Аззедин Алайя. Но есть один человек, которого часто незаслуженно забывают. Клод Монтана сделал для моды 80-х ничуть не меньше, чем другие его коллеги — но сегодня его имя знакомо разве что коллекционерам винтажа и тем, кто глубоко погружен в историю моды. Рассказываем, что нужно знать о забытом революционере 80-х, который во многом определил облик эпохи.
Кто придумал главный силуэт 80-х — «перевернутый треугольник» с гипертрофированно широкими плечами и акцентированной талией? Готовы поспорить, что большинство без заминки ответит — Тьерри Мюглер. Но, справедливости ради, Мюглер — не единственный, кто заслуживает признания за эту находку. В то же самое время еще один парижский дизайнер делал эту форму популярной. Его зовут Клод Монтана. От Мюглера его отличала тональность коллекций. Если показы Thierry Mugler всегда были веселыми театрализованными представлениями с актерами, танцорами и акробатами, а сама одежда — чувственной и ироничной, то на шоу Claude Montana все позы и движения моделей были математически выверенными, общее настроение — серьезным и даже холодным, а вещи — строгими, величественными и футуристичными. Тем не менее, вещи бренда имели огромный успех и помогли укрепить популярность «властного» стиля power dressing. Модный критик Александр Фьюри даже вспоминает, что гостьи показов Claude Montana часто плакали прямо во время шоу: на подиуме они видели более сильные и самодостаточные версии самих себя. И хотя 40 лет назад имя Клода Монтана было на устах всей модной индустрии (а его вещи носили Шер, участники Duran Duran и Шарлотта Рэмплинг), сегодня оно практически забыто. Как вышло, что дело его главного конкурента живет до сих пор (а в его архивных платьях выходят на публику Ким Кардашьян и Карди Би), а сам Монтана практически предан забвению, хотя и до сих пор находится в здравом уме и добром здравии?
Блестящая карьера Клода начала рушиться в 90-е. Он оказался одним из тех дизайнеров, чья работа так крепко привязана к эпохе, что перестройка на новые вибрации оказывается непосильной задачей. Первым большим поражением для него стала недолгая работа в Lanvin. В 1990-м, еще на пике своей славы, он был назначен креативным директором кутюрной линии почтенного парижского Дома моды. Казалось бы, что могло пойти не так? Но этому союзу не суждено было просуществовать долго. Дебют Клода в Lanvin оказался провальным. Последующие коллекции были приняты модными критиками уже гораздо более радушно, а сам дизайнер даже получил за них две престижные награды «Золотой наперсток» — но на продажи Дома это никак не повлияло. С коммерческой точки зрения все коллекции были провальными и принесли убытки на общую сумму 50 млн долларов. Всего через два года Монтана был уволен.
В то же время начались проблемы и у его собственного бренда. В попытках расширить свою аудиторию, в 90-е Клод запускает несколько более демократичных диффузных линеек своего бренда — в том числе линию Montana BLU, вдохновленную спортом и хай-теком. Ни один из этих запусков не увенчался успехом: бренд лишь растратил свой престиж и привлекательность для изначальной аудитории, а многочисленные безуспешные финансовые операции привели марку к банкротству. В 1997 году бренд Claude Montana выкупает французский бизнесмен Жан-Жак Лаяни — на этом его история фактически закончилась. С тех пор сам Клод Монтана выпустил лишь одну коллекцию — совместную с интернет-ритейлером Farfetch и винтажным магазином Byronesque капсулу в 2019 году. Сам он живет между Испанией и Францией и, кажется, не особенно стремится возвращаться в моду. Несмотря на это, его идеи живы до сих пор — а винтажные вещи в цене у коллекционеров и звездных стилистов. Так, Сара Джессика Паркер снялась в продолжении «Секса в большом городе» в винтажном комбинезоне Claude Montana — и выглядел он ничуть не менее актуально, чем вещи из последних коллекций.