Подделки в мире искусства – одна из самых серьезных проблем этой сферы. Антикварный арт-рынок часто раскрывает подделки, признанные даже уважаемыми экспертами. Такие работы могут занимать почетные места в главных музеях мира годами, и это, не говоря уже о том, что поддельными работами часто помышляют недобросовестные художники, арт-дилеры, менеджеры, галеристы и даже музейные сотрудники. Так мир искусства сталкивается с проблемами этики, и более того, часто из-за таких случает зрители склонны скептически воспринимать всю арт-сферу, ведь инциденты, связанные с поддельными произведениями часто сопряжены большие продажи и заблуждения даже самых компетентных экспертов, в следствии чего даже в крупном музее можно любоваться на подделку как на уникальный шедевр прошлого. Однако даже несмотря на это, существование подделок, как феномена, разрушающего арт-среду, также стоит рассматривать более гибко. Мир искусства знает случаи, когда подделки служили раскрытием талантов мировых авторов. Самый знаменитый пример связан с Микеланджело Буонаротти, ведь именно талант этого мастера заметили после того, как он подделал древнегреческую скульптуру. Только после этого, кардинал Рафаэлло Риарио из Сан-Джорджопозвал, которому была продана эта работа (вследствие утерянная) пригласил Микеланджело творить в Рим и дал ему крупный заказ, и лишь после этого карьера скульптора пошла в гору. Кроме раскрытия талантов, подделки служили развитием экспертизы в арт-сфере, ведь никто не хотел иметь вместо произведений старых мастеров дешевые скульптуры неизвестных современников. Часто такие случаи инициировали разработку новых методов анализа произведений искусства. Именно поэтому несмотря на все многочисленные минусы влияния подделок на сферу искусства, можно говорить и о плюсах, связанных с развитием этой области. Кроме того, тема, связанная с подделками, часто соприкасается с невероятными историями на стыке приключений и криминала, в связи с этим в данной статье предлагается рассмотреть одни из самых невероятных историй, связанных с подделками в мире искусства.
Поистине одним из самых громких инцидентов, связанных с фальшивыми работами, считается дело Хана Ван Мегерена – голландского художника, которого обвинили в государственной измене. Дело заключалось в том, что Мегерен продал произведение Вермеера, считавшееся культурным наследием Нидерландов нацисту Герману Герингу. При этом сам художник утверждал, что проданная картина «Христос и грешница» — это не произведение Вермеера, ровно также как и проданная им музею Бойманса – ван Бенингена в Роттердаме картина «Христос в Эммаусе». Он говорил о том, что обе эти работы написаны им самим.
Однако Мерегену не верили ни судьи, ни знаменитый историк искусств Абрахам Бредиус, признавший работы принадлежащими Вермееру и даже охарактеризовавшим работу «Христос в Эммаусе» как самую значительную в его творчестве. В ходе разбирательства Мерегену предложили написать «картины Вермеера» прямо в камере. Однако на такое предложение художник обиделся, заявив, что он не копировал мастера, а писал «нового Вермеера», дабы продемонстрировать собственный, не совсем оригинальный для авангардного периода талант реалистичного художника, которому не давали раскрыться. Все завершилось тем, что в зале суда была написана еще одна «картина Вермеера» доказывающая невиновность художника. Однако Мерегену не удалось избежать обвинения в подделке документов. В итоге, из тюрьмы он вышел лишь через месяц, но стал чуть ли не народным героем, которому удалось обмануть самого Геринга.
Еще одна невероятная история связана c фальсификатором Робертом Дриссеном, который также не мог построить собственную карьеру художника. Тогда он начал создавать вариации работ экспрессионистов, а также зеркально отображать малоизвестные версии оригиналов, таким образом развивая мастерство написания совершенно новых «шедевров» всемирно известных художников.
Однако в конце 1980х художник переключился на скульптуру, так обнаружилась его склонность к подражанию работам Джакометти. При этом фальсификатор говорил, что копировать швейцарско-итальянского художника легко и так описывал свою деятельность: «Длинные, тонкие фигуры и аморфная, рассыпчатая поверхность. Сделать Джакомметти несложно. Я буквально держал Джакометти в своих пальцах». По оценкам полиции, Дриссен изготовил не менее тысячи подделок, хотя сам мошенник утверждал, что их могло быть намного больше. Еще более завораживающий факт заключался в том, по некоторым оценкам, этому фальсификатору удалось заработать порядка 8 млн евро и войти в мировой топ самых богатых мошенников в сфере искусства.
Автор арт-менеджер Соловьева София