К-3 «Ленинский комсомол» – первая атомная подводная лодка СССР. Спущена на воду 9 апреля 1957 года, всего через 12 лет после окончания Второй мировой войны. По расчетам Запада, экономика Советского Союза должна была скорбно лежать в руинах. А вместо этого уже в третью пятилетку с момента капитуляции Германии наша страна заложила собственный атомный флот. Да еще какой.
К-3 по всем параметрам обошла первые американские АПЛ «Наутилус» и «Сивулф». Она погружалась на 300 метров, против 200 и 220 у США, а также разгонялась под водой до 30 узлов (23 и 22 у американцев).
Но цена такой победы была высока. Спешка в проектировании и постройке аукалась постоянными нештатными ситуациями. Кроме того, «Ленинский комсомол», как головной корабль проекта, проходил постоянные испытания. На предельную прочность изучали реактор, турбины и особенно парогенераторы – самое слабое место АПЛ.
Неудачный поход
После знаменитого похода на Северный полюс и глубокой модернизации К-3 вновь отправилась на боевое дежурство, на этот раз в Средиземное море. И с самого начала все пошло наперекосяк. Наскоро собранный экипаж, постоянные технические проблемы, потом вынужденное всплытие – и вот в начале сентября 1967 года К-3 получила команду возвращаться на базу.
8 сентября АПЛ уже проходила Норвежское море, когда в I и II отсеках вспыхнул пожар. До базы – 1700 миль. Глубина 50 м.
Сообщение о пожаре и задымлении поступило в 1:52. Зазвучал сигнал тревоги. Первое и последнее сообщение, которое удалось получить из пострадавших отсеков, было от капитана 3-го ранга Льва Федоровича Коморкина: «Весь трюм в огне. Больше не могу …».
Ситуация осложнялась тем, что в трюме первого отсека находились боевые торпеды, в том числе с атомными боеголовками. Коморкин принял тогда единственно правильное решение – затопить отсек, чтобы избежать радиационной катастрофы. Позже ему присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.
Тем временем пожар из первого отсека перекинулся на второй, устремляясь вслед за бежавшими от огня людьми. Тогда, пытаясь спасти лодку, капитан-лейтенант Анатолий Маляр захлопнул люк третьего отсека, не дав экипажу перебраться дальше. Пожар был локализован. Погибло 39 человек.
Командир К-3 дал приказ о всплытии. К тому времени связь со всеми отсеками была потеряна. Не работали телефоны. Попытки открыть люк во второй отсек привели к задымлению всей подлодки. Выжившие получили сильнейшее отравление угарным газом и продуктами горящего пластика.
Трагедия длиной в 45 лет
И, тем не менее, самоотверженные действия экипажа спасли первую советскую субмарину. Ей удалось не только всплыть на поверхность, но и своим ходом вернуться на базу. Техническая комиссия назвала причиной возгорания износ прокладки гидравлической системы и последующий прорыв масла.
Экипаж представили к наградам, но уже через месяц результаты расследования были пересмотрены. Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков прямо обвинил экипаж в нарушении техники безопасности – согласно выводам повторной комиссии причиной возгорания стала забытая на вахтенном столе зажигалка. В один миг герои превратились в преступников.
Доброе имя экипажа было восстановлено только 30 июля 2012 года. Спустя почти 50 лет после пересмотра архивных документов новая экспертная комиссия вынесла решение: «причина аварии — техническая, вина личного состава отсутствует». Был особо отмечен и подвиг членов экипажа, сумевших предотвратить крупную ядерную катастрофу.
Указом президента от 1 сентября 2014 года 39 погибших подводников были награждены орденами Мужества посмертно.
#техникассср #техника #подводнаялодка #вмф #апл