Автор: Анна.
Судмедэксперт Харвей Литлджон уже несколько дней палил по бумажным листам из дешевенького испанского пистолета 38 калибра. Лучше бы, конечно, было сходить в морг за человеческой кожей, но пока сгодятся и листы. 1,25 см – бах! 2,5 см – бах! 30 см – бах.
Профессор судебной медицины Джон Глайстер уже несколько дней палил по бумажным листам из дешевенького испанского пистолета 38 калибра. 1,25 см – бах! 2,5 см – бах! 30 см – бах.
Патологоанатом Бернард Спилсбери уже несколько дней палил по бумажным листам из дешевенького испанского пистолета 38 калибра. 1,25 см – бах! 2,5 см – бах! 30 см – бах.
Трое авторитетных медиков готовились выступить в суде. Вот только Литлджон и Глайстер выступали на стороне обвинения, тогда как Спилсбери был свидетелем со стороны защиты .
А дело было в том, что 17 марта 1926 года некая Берта Мерретт якобы решила вышибить себе мозги. Она сидела в гостиной и строчила письмо, как вдруг раздался выстрел. Ее сын, Дональд Мерретт, объяснил это так:
Моя мать застрелилась. Я потратил ее деньги, и она очень это переживала
Далее события развивались по страшному сценарию для современных следаков. Место происшествия затоптали и испортили, недописанное письмо куда-то задевалось, не позаботились о сохранности отпечатков пальцев.
Прибывшие на вызов констебли не были сразу опрошены и позже не могли сказать ничего внятного. Следов пороха в ране Берты обнаружено не было, а сама Берта Мерретт какое-то время находилась в сознании и с упорством утверждала:
Не было никакого несчастного случая. Я писала письмо мистеру Андерсену, когда в меня кто-то выстрелил...
Однако по законам Шотландии попытки суицида приравнивались к уголовному преступлению, потому Берте никто не верил. Чего только не придумают эти самоубийцы, чтоб не попасть за решетку.
Не шибко убитый вид сына Берты, его поддельные подписи на чеках из банка и заключение профессора судебной медицины:
Не удалось установить, с какого расстояния произведен выстрел
побудили-таки прокурора Уильяма Хорна возбудить дело против Дональда Меррета.
Тогда-то трое ученых мужей и схватились за оружие, принявшись доказывать каждый своё.
Уверенные в виновности Дональда Литлджон и Глайстер принялись экспериментировать с расстоянием выстрела, пытаясь установить – на каком этапе исчезают частицы пороха и следы копоти. Ученые использовали пистолет и патроны, которые были найдены на месте преступления. Поначалу они производили выстрелы по бумаге, но позже разжились ампутированной ногой и продолжили опыты. Судмедэксперты пришли к выводу, что начиная с 22,5 см следы копоти становятся менее заметными и вовсе не остаются с расстояния 30 см. А это значит – самоубийства не было.
Спилсбери в Англии занимался ровно тем же самым. Он использовал похожий пистолет и похожие патроны (доступа к орудию убийства у него не было), и в ходе своих опытов доказал, что следы пороха могли быть смыты кровью либо уничтожены манипуляциями врачей. А значит – Берта вполне могла себя убить. В Шотландии он так же провел ряд экспериментов с "тем самым пистолетом", но другими патронами, и отметил, что следы пороха были более заметными и хуже смывались, что, однако, не отменяет его изначальных выводов.
Все эти доказательства с обеих сторон были представлены с 1 по 8 февраля 1927 года.
Если вы хотите представить внешность человека, который совершенно точно не является убийцей, то это внешность Дональда Мерретта. Открытый взгляд, прямые плечи, отстраненность, будто говорящая: "Что я здесь забыл? Это все не имеет ко мне никакого отношения". Добавьте к картине защитника Дональда - Бернарда Спилсбери с кристальной репутацией и неизменным цветком в петлице, и вы поймете настроение присяжных.
"Невиновен" - заключили они 8 февраля, и Дональд Мерретт гордо покинул зал суда под грустные взгляды Литлджона и Глайстера.
В 1954 году некто Рональд Чесней бесхитростно рассказал знакомой: "На самом деле меня зовут Дональд, детка. И много лет назад я застрелил свою мать". Призвать к ответу Рональда-Дональда не удалось. Он покончил с собой, пытаясь уйти от ответственности за новое преступление. Не узнал об этом и Харвей Литлджон, умерший через несколько месяцев после суда. Ни рефлексирующий, немощный Бернард Спилсбери, покончивший с собой в 1947 году.
ЧИТАЙТЕ по теме:
Трижды вдовец или как ванна затмила события Первой мировой войны
И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой