Найти в Дзене
Тёмный историк

Какими силами белогвардейцы пытались взять Москву?

Можно сказать, что решающим годом Гражданской войны стал 1919-й год. Ведь именно тогда «фронтовой этап» противостояния завершился масштабными военными поражениями белых армий от РККА, причем на всех фронтах. После такого противники большевиков, их конкуренты в борьбе за власть над территорией большей части Российской империи, уже не могли полноценно оправиться.

Правда, мнения на этот счет имеются разные. К примеру, историк В. Ж. Цветков важнейшим годом считает 1918-й, ведь именно тогда красные сумели создать крепкую и разветвленную структуру власти на местах, да ещё и приступили к строительству Красной армии на регулярных началах.

Главком ВСЮР А.И. Деникин в танковых частях своей армии, 1919 год.
Главком ВСЮР А.И. Деникин в танковых частях своей армии, 1919 год.

Тогда как противники большевиков, не являясь «единым военным лагерем», этот благоприятный момент для себя упустили. Они успевали заниматься дележом власти, интригами, кричали о «самостийности»... а потом удивлялись победе РККА.

Наступление ВСЮР А. И. Деникина на Москву стало апогеем военного противостояния: белогвардейцы сумели взять Царицын, многие города Малороссии, в сентябре-октябре 1919 года — города Курск, Орел, Воронеж. Многие советские деятели, в том числе — военные, позднее вспоминали об осени 1919 года как о «самом трудном времени». Ну а лозунг «Все на борьбу с Деникиным!», выдвинутый лично В. И. Лениным, говорит сам за себя.

Белогвардейцы осенью 1919 года контролировали гигантскую территорию с населением в 42 миллиона человек! Для сравнения, это примерно население Франции того времени.

Примерная территория под контролем ВСЮР, 1919 год.
Примерная территория под контролем ВСЮР, 1919 год.

Вот только Вооруженные Силы Юга России в тот период насчитывали... от 150 до 240 тысяч человек, считая все гарнизоны, тыловые части, запасные батальоны, гарнизоны и штабы (Ю. Л. Кушер. Вооруженные формирования Белого движения на Юге России: история строительства : 1917-1920 гг.).

На фронте людей было ещё меньше: в октябре 1919 года численность фронтовых белых формирований на «главном фронте» (то бишь против РККА, ведь белые деникинцы держали часть сил против махновцев, петлюровцев, кавказских повстанцев и грузин) достигала... 90 — 112 тысяч бойцов, по разным оценкам (А. И. Деникин, Н. Е. Какурин, А. И. Егоров и т.д.).

Сам А. И. Деникин отмечал, что «боевая ценность» этих войск была крайне неоднородной. К примеру, казачьи части (донские, кубанские и терские) были довольно многочисленными, но ими было тяжело управлять. Ещё сложнее было заставить их идти на Москву. Знаменитый Конный рейд Мамантова августа-сентября 1919 года превратился в «поход за зипунами», хотя в планах должен был обрушить Южный фронт РККА.

Команда бронепоезда ВСЮР «Генералъ Марковъ», 1919 год.
Команда бронепоезда ВСЮР «Генералъ Марковъ», 1919 год.

Белогвардейцы должны были удерживать 1000-километровый фронт (+ ещё несколько фронтов поменьше), одновременно подавляя восстания у себя в тылу и формируя подкрепления. Фактически с этими задачами белое руководство не совладало.

Ну а теперь ответ на вопрос: сколько же белогвардейцев наступало непосредственно на Москву? Ответ может удивить: от 50 до 20 (!) тысяч человек всего (Р. Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России. Военное строительство, источники комплектования, социальный состав.).

Впрочем, там рядом белогвардейцы Н. Н. Юденича пытались взять Петроград силами 17 — 18 тысяч бойцов, чего уж там удивляться...

Советские специалисты (вроде упомянутых Какурина и Егорова), рассматривая эту операцию ВСЮР, приходили к выводу, что численность белых не соответствовала их масштабным замыслам.

Кавалерия ВСЮР, 1919 год.
Кавалерия ВСЮР, 1919 год.

Политические ошибки белого движения (отсутствие привлекательной программы для населения) здесь накладывались и на сугубо военные: ВСЮР не представляли из себя единого «военного организма», везде были свои порядки.

Непосредственно на Москву наступали «цветные части» (марковцы, корниловцы, дроздовцы, алексеевцы), те самые 20 — 50 тысяч человек. 50 тысяч у них было летом, к октябрю осталось 20. Казаки фактически подчинялись А. И. Деникину только «оперативно», другие части находились на стадии «формирования».

Вместо того, чтобы пополнять уже существовавшие дивизии, белогвардейцы воссоздавали «старые, дореволюционные», распыляя офицерские кадры. «Добровольцы» из цветных частей, видя это, перешли на «самообеспечение», пополняясь пленными и оставляя трофеи себе.

Белогвардейцы в Царицыне, 1919 год.
Белогвардейцы в Царицыне, 1919 год.

Позднее, уже в 1920 году, П. Н. Врангель пытался исправить эту «партизанщину», создавая армию на регулярных началах, без разделения на «цветных», казаков, «возрождающихся» и так далее. Но было уже поздно.

А так, факт остается фактом: из-за ошибок, как военных, так и политических, белые, контролируя условную «Францию» с населением в 40 миллионов человек, на Москву смогли отправить только 50 тысяч (и еще чуть больше на другие направления). А к октябрю их осталось 20 тысяч.

«Численность же Добровольческой армии, действовавшей на главном направлении, составляла всего лишь 20 455 бойцов (17 791 штык и 2664 сабли), при 425 пулеметов и 65 орудиях...» (с) Р. Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России.

Белые у танка, 1919 год.
Белые у танка, 1919 год.

Таким образом, наступление больше напоминало эдакий масштабный «налет» (тем более, что белые были неплохо вооружены — много пулеметов, бронепоезда, танки, аэропланы, до 30 процентов общей численности армий составляла конница), рассчитанный на то, что противник не окажет должного сопротивления и «развалится».

Схожая стратегия была и у колчаковцев весной 1919 года.

Парадоксально, но бывшие офицеры (а на юге даже в 1919 году их было очень много) сами «отстали» от большевиков-«дилетантов» в деле военного строительства (понятное дело, что у большевиков были тысячи «военных специалистов», но они их и использовали эффективнее, что хорошо отражено, к примеру, в исследованиях историка А. В. Ганина.). Увлекшись «тактикой Гражданской войны», господа офицеры забыли о самых банальных законах стратегии...

Слева: белогвардейцы в 1919 году, художник — А. Каращук. Справа: фрагмент карты на 1919 год.
Слева: белогвардейцы в 1919 году, художник — А. Каращук. Справа: фрагмент карты на 1919 год.

Что привело к такому результату:

За несколько месяцев (конец 1919 — начало 1920 годов) белые лишились не только завоеванного в 1919 году, но и территорий, занятых ими ещё в 1918 году (Дон, Кубань, Северный Кавказ).

Буквально «чудом» (совпадение ряда факторов, включая наличие генерала Я. А. Слащева, верно оценившего обстановку) белогвардейцы сумели оставить за собой один известный полуостров. Немного отсрочив финал противостояния между белыми и красными...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.