Найти тему

Теория сенсорной интеграции, Энн Джин Айрес

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний (Айрес, 1976/2005). Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными предметами в повседневной жизни.
Впервые понятие сенсорной интеграции было сформулировано Джин Айрес, лечебным педагогом и эрготерапевтом. Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого является устранения нарушений в сфере сенсорной интеграции, он известен как метод ASI. Данный метод включает в себя собственно теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.
По мере взросления нейротипичный ребенок развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать сенсорную информацию. Благодаря эффективной обработке этой информации формируются правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная мелкая и грубая моторика. Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребенка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Для преодоления этих трудностей эрготерапевт может использовать метод ASI, в основе которого лежит понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.
Согласно различным исследованиям 40-80% детей и 3-11% взрослых с нарушениями развития имеют те или иные проблемы в сфере сенсорной интеграции (Баранек и др., 2002; Баранек, Фостер и Берксон, 1997).
Кроме того, дефицитарность в сфере сенсорной интеграции имеют 10-12 % из общей популяции людей, не имеющих каких-либо специфических диагнозов (МакИнтош, Миллер, Шиу, Хагерман, 1999).
В большинстве случаев применение данной методики показано детям и подросткам, которые имеют специфические диагнозы, такие как РАС, различные виды задержек развития, СДВГ, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения моторной координации. Однако согласно различным исследованиям метод ASI c успехом применяется и у пациентов от рождения до подросткового возраста, не имеющих определенных диагнозов.
Если специалист, работающий с ребенком, приходит к выводу, что причиной поведенческих или иных проблем, связанных с выработкой адекватного ответа на сенсорные раздражители, является дефицитарность процесса сенсорной интеграции, в терапевтических занятиях с таким ребенком может быть использован метод сенсорной интеграции Джин Айрес.
После проведения диагностики педагог составляет комплекс упражнений, выполнение которых поможет пациенту восполнить дефицит в сфере сенсорной интеграции. Часто в этот список включаются упражнения для вестибулярной, проприоцептивной, тактильной систем, которые позволяют сформировать базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия и, как следствие, обучения необходимым навыкам.
Применение метода ASI опирается на несколько ключевых принципов:
1)     Воздействие по методу ASI проходит в окружении, насыщенном тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами, однако они должны быть безопасными для ребенка как физически,
так и эмоционально;
2)     Терапевтическое воздействие вызывает адаптивные ответы на внешний контекст, тип упражнения и уникальный сенсорный опыт;
3)     Все терапевтические воздействия «управляются» ребенком и поддерживаются терапевтом;
4)     Многие из упражнений могут побудить ребенка развивать собственные идеи о возможных последующих действиях, планировать их и затем выполнять;
5)     Терапевтические воздействия благотворно влияют на развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса. Часто они предполагают использование специального оборудования: подвесы, скутеры, мячи.
Теория ASI включает в себя понятия сенсорной модуляции и сенсорного восприятия (различения). Оба этих процесса лежат в основе нормального функционирования нервной системы человека и являются составными частями процесса сенсорной интеграции. Сенсорная модуляция – это способность регулировать и адаптировать моторный или поведенческий ответ на сенсорные стимулы таким образом, чтобы этот ответ не был ни недостаточным, ни чрезмерным по отношению к сенсорной ситуации.
Сенсорное восприятие (различение) – это способность ребенка ясно различать сенсорный стимул (ощущение) и использовать его для формирования адаптивного ответа. Оба этих процесса абсолютно необходимы для человека, и их эффективное функционирование позволяет приобрести навыки, необходимые для обучения и взаимодействия в мире, в котором мы живем.
В терминах ASI сенсорная диета означает индивидуальный набор занятий, целью которых является получение ребенком сенсорного опыта в течение всего дня. Так же, как и навыки здорового питания способствуют получению организмом всех необходимых питательных веществ, сенсорная диета восполняет дефицит сенсорных ощущений, которые имеются у ребенка. Ребенку могут быть необходимы занятия, которые позволяют получить намного больше сенсорной информации (через прикосновения, проприоцептивные ощущения), чем он получил бы в обычной повседневной жизни. Сенсорная диета разрабатывается специалистом и им же контролируется.
Современные исследования подтверждают, что нейропластичность мозга сохраняется до момента достижения человеком взрослого возраста. Клинические отчеты о взрослых пациентах, с которыми занимались по методу ASI, свидетельствуют об улучшении моторных навыков пациента, о повышении у них самооценки и навыков социального взаимодействия. Конечно же, упражнения для взрослых пациентов будут выглядеть несколько иначе, чем для детей, ведь навыки, необходимые в подростковом возрасте и взрослой жизни, отличаются от навыков, которым следует обучать ребенка.
Не забудь подписаться на наш канал!

Photo by
Phil Hearing on Unsplash