Найти тему

Финансовый менеджмент и почему он так важен

Статья носит образовательный характер. Копирование, использование информации для своих целей в текстовом виде, а также перенимание её в других формах, без указания ссылок, запрещено!

Для начала необходимо определиться с понятием фин. менеджмента.

Сегодня финансовый менеджмент – это совокупное понятие, которое состоит из нескольких областей:

  • высшие вычисления в сфере финансов;
  • анализ бюджета;
  • анализ вложенных средств;
  • работа с рисками;
  • управление в кризис;
  • оценка акций организации.

Как деятельность менеджмент принято рассматривать с трех сторон:

  • управление бюджетом организации;
  • орган управления;
  • вид деятельности, связанный с предпринимательством.

Ответ на вопрос что изучает финансовый менеджмент очень прост – управление бюджетом предприятия, его грамотное ведение, распределение средств, а кроме того анализ и оценка имеющейся схемы работы с капиталом. Опираясь на эти данные несложно составить определение финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент (далее ФМ) — это деятельность, направленная на управление финансами с применением методов и приемов, которые направлены на максимальное увеличение прибыли и минимизацию рисков финансовых потерь.

Основная задача ФМ — получить максимальную финансовую выгоду от функционирования предприятия. Он предусматривает планирование, организацию, кон­троль и мониторинг финансовых ресурсов организации для достижения целей, интересующих организацию.

ФМ важен для любой развивающейся компании, в случае овладения им компания получает гибкий механизм управления, который изначально ориентирован на скорые изменения во внутренней и внешней экономической среде.

Передовая практика финансового менеджмента:

• поможет руководителям эффективно и результативно использовать ресур­сы для достижения целей и выполнения обязательств перед партнерами;

• улучшит отчетность НПО перед донорами и другими заинтересованными сторонами;

• принесет уважение и доверие со стороны финансирующих агентств, партне­ров и бенефициаров;

• предоставит НПО преимущества в конкуренции за все более дефицитные ресурсы;

• позволит руководству НПО избежать многих «подводных камней», которые влекут за собой административные нарушения, штрафы за несоблюдение действующего законодательства, недоверие доноров;

• поможет НПО подготовиться к обеспечению долгосрочной финансовой устойчивости

НПО (Неправительственная организация) — организация, учреждённая частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими, НПО) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства. Собственные средства НПО складываются из взносов её членов и привлечённых средств (частных и корпоративных пожертвований, частных и государственных грантов, заказов на выполнение работ в сфере компетенции НПО и т.п.).

Общими чертами всех общественных организаций является их неприбыльность. Все они движимы желанием улучшить мир, в котором мы живем.

Ядром ФМ является финансовый контроль, который имеет место в том случае, когда финансовые ресурсы организации ис­пользуются правильно и эффективно. Если это так, то клиенты получают долж­ное обслуживание, доноры гордятся полученными результатами, а руководите­ли обретают уверенность за будущее своей организации.

-2

Необходимо пользоваться каждой воз­можностью для того, чтобы интегрировать ФМ в повсед­невное оперативное управление организацией. Для этого нужно организовать все основные устойчивые системы и процедуры, руководствуясь рядом важных принципов, лежащих в основе надлежащего ФМ.

Одним из видов таких устойчивых систем является система управленческого учета.

Что такое управленческий учет?

• Система механизмов, документов, политик и процедур, которая позволяет структурировать работу организации и облегчить доступ к необходимой ин­формации.

• Является собственностью организации и находится в постоянном усовер­шенствовании.

• Позволяет разделить зоны ответственности среди руководящего персонала.

• В отличие от бухгалтерского учета не требует специальных знаний и более ориентирован на структуру организации.

Специфические особенности управленческого учета заключаются в том, что он:

• Понятен всем пользователям управленческой информации.

• Помогает понять и оценить состояние дел на данный период времени (то есть более доступен для мониторинга).

• Предоставляет оперативную информацию (как общую, так и по источникам финансирования) и помогает предпринять корректирующие действия.

• Наиболее удобен для прогнозирования расходов для следующего периода.

• В отдельных случаях может заменять систему бухгалтерского учета.

Методы финансового менеджмента

Существуют следующие методы ФМ, которые позволяют выполнять функции:

Планирование:

  1. создание финансовой политики компании, составление целей на долгосрочный и краткосрочный период, составление плана бюджетирования организации;
  2. создание ценовой политики, анализ продаж, прогнозирование поведения рынка;
  3. налоговое планирование.

Создание структуры капитала, расчет его стоимости:

  1. поиск потребностей, бюджетирование подразделений компании, поиск альтернативного финансирования, разработка структуры капитала, которая обеспечит рост прибыли;
  2. расчет стоимости капитала;
  3. создание потока инвестиций таким образом, что прибыль от них перекрывала амортизацию;
  4. анализ инвестиций

Разработка политики инвестиционных вложений:

  1. поиск точек роста и вложения свободных финансов, анализ возможных вариантов, выбор наиболее прибыльного с меньшим количеством рисков;
  2. разработка инвестиционных инструментов, управление ими, анализ эффективности.

Управление оборотным капиталом:

  1. на основе прогнозируемых точек роста, выявление потребностей в отдельных финансовых активах для них;
  2. разработка такой структуры активов, чтобы деятельность компании была ликвидной;
  3. увеличение эффективности использования оборотного капитала.
  4. анализ денежных операций, их контроль и проведение.

Работа с рисками:

  1. поиск рисков;
  2. анализ и способы избежать риски
  3. разработка способов компенсации финансовых потерь от рисков.

Информационное обеспечение финансового менеджмента

ФМ не может быть эффективным без работы с информацией. Вся информация, поступающая в отдел ФМ, приходит по двум каналам – внутренним и внешним. В целом информацию необходимую для эффективной работы подразделения можно разбить на несколько типов:

  1. Общеэкономическое развитие страны (необходимо для стратегического планирования).
  2. Конъюнктура рынка, то есть конкурентоспособность товаров (необходимо для разработки портфеля краткосрочных инвестиций).
  3. Информация об эффективности работы конкурентов и контрагентов (важно для принятия управленческих решений ближайшего действия).
  4. Информация о нормативах и регулировке деятельности.
  5. Показатели о финансовой деятельности самого предприятия (отчеты о прибылях и убытках, так называемый P&L отчет).

Базовые показатели финансового менеджмента

В настоящее время на российском рынке приняты стандарты западного ведения бизнеса. Базовыми показателями ФМ являются:

  • добавленная стоимость;
  • брутто-результат эксплуатации вложений во внешние источники;
  • нетто-результат эксплуатации вложений во внешние источники;
  • экономическая рентабельность активов.

Добавленная стоимость — формируется путем вычета из стоимости всей произведенной продукции (не только проданной) за отчетный период стоимости услуг, материалов и сторонних организаций. Этот остаток и является чистой добавленной стоимостью. Чем он выше, тем успешнее предприятие.

Брутто-результат — из предыдущего показателя отнимаются зарплаты и все связанные с ними расходы (налоговые и пенсионные отчисления и прочее). Данный показатель показывает прибыль без амортизации, налога на прибыль и издержек по заемным финансам. Описывает насколько успешно компания ведет свою финансовую деятельность. Помогает прогнозировать дальнейшее развитие.

Нетто-результат — от предыдущего показателя отнимаются все затраты на восстановление собственного баланса (без учета оплаты процентов по кредитам, налога на прибыль, займы и прочее). Показывает балансовую прибыль организации.

Экономическая рентабельность — чистая прибыль со всеми вычетами расходов, как своих трат, так и заемных средств.

Итак, подытожим. Финансовое управление — это система работы с бюджетом предприятия. Она, как и любая система имеет свои методы, формы и приемы управления. Любое решение принимается после сбора и обработки необходимой информации.

Вполне очевидно, что эффективно использовать финансы, а прежде их получить невозможно без проработанной системы управления ими.

Из этого следует, что ФМ на предприятии – самый важный вид управления, так как от его эффективности зависит конкурентоспособность и устойчивость компании на современном нестабильном рынке.

В последующем я планирую углубляться в тему финансового менеджмента, рассматривая его составляющие с разных сторон. Пишите интересные мысли мне на почту mirosnicenkoivan406@gmail.com.