Очень частая у родителей дилемма - требовать, или не готов? Невоспитанный, или это нефизиологично?
Я человек православный и воцерковленный с 12 лет, воспитанный, не побоюсь этого слова, вместо отца духовником. Отец мой как-то от воспитания далёк был. Какие-то вещи прочно в моей прошивке, в том числе и ежевоскресное посещение храма. Не бойтесь, атеисты, мусульмане и язычники, спокойно продолжайте читать мой канал, приводить детей на консультации и занятия - я не заявлю, что ребёночка необходимо срочно покрестить во исцеление, и вообще тему вероисповедания никак с вами обсуждать без запроса не буду - я хорошо умею разделять личное и профессиональное, да и в личном общении предпочту людей умных вне зависимости от вероисповедания. В конце концов ум - гарантия, что меня не начнут обращать. Умные люди знают, что это так не работает.
Недавно поучаствовала в дискуссии о месте детей в церкви, участники которой, как в любой дискуссии о детях где-либо вообще (в самолёте, автобусе, магазине) - разделились на две группы. Одна - уймите наконец своих орущих, дайте спокойно помолиться, другая - этожеребенки, и Христос сказал пустить детей приходить ко мне. Ну а я, как обычно, с компромиссом) Ну и, как обычно, с педагогическими выводами. Давайте сразу договоримся, что в рамках этой статьи и ее обсуждения говорить о влиянии благодати на детей не будем. И точно так же - а зачем их вообще таскать, пусть сами веру выбирают - тоже не будем. Давайте рассмотрим ситуацию беспристрастно и сугубо педагогически.
Вообще ситуация довольно показательная. Очень частая у родителей дилемма - требовать, или не готов? Невоспитанный, или это нефизиологично?
Ситуация с храмом хороша для иллюстрации тем, что нефизиологичность ее очевидна. Ребенок молча и спокойно два часа стоять на службе по определению не может. Ни в год, ни в семь, ни в десять. Не каждый взрослый может. Поэтому вешать в храмах объявления в стиле "уймите", одновременно не давая возможности маме с орущим ребенком элементарно быстро выйти, например, зимой - не на улицу, а в специальное для этой цели помещение - как минимум нечеловеколюбиво. Мама и рада бы унять, но как? На улицу в -30 и ветер?
Но, положим, такое помещение при храме есть. При многих храмах даже организована помощь волонтеров с детьми. Есть даже игровые комнаты. С одной стороны прекрасно вроде бы. С другой - лично меня точит червяк сомнения. Мы автоматически таким образом расписались в том, что ребенку в храме делать нечего в принципе, а способен он лишь на то, чтобы в очередной раз увеселиться. Какой храм, в самом деле, когда там шарики, аниматор и аквагрим. В то время как, если почитать литературу, того же Шмелева, или Никифорова-Волгина - видно, что дети позапрошлого века в основном посещать храм любили и службу в меру возраста - воспринимали. И вести себя прилично у них - получалось. Почему? Да потому, что слишком велик был контраст будней и праздника. Какая-нибудь темная изба - и золото и свет, и запах, и пение. Вполне себе сенсорный удар, о котором я часто пишу. Ух же! Перед современными детьми, чтобы ух - надо часик поплясать в костюме человека-паука, и то без гарантии. Храм их не впечатляет. И впечатлять будет ещё менее, если рядом будет тусовка с аквагримом. Поэтому лично я за то, чтобы комната для пережидания детского скандала в храме все же была. Но она не должна бы быть уж слишком веселой. А вот развивающей - вполне. Карандаши, фломастеры, цветная бумага, книги. Тогда какой-никакой баланс соблюдён все же будет.
Но все же? А что физиологично? Окей, два часа тихо находиться в храме ребенок не может, а что - может? А вот теперь мы приближаемся к самому интересному. На своих консультациях я провожу всестороннее тестирование ребенка по анкетам и опросникам, и есть у меня один опросный лист, который вызывает возмущение родителей практически всегда. Это раздел самообслуживания. Несмотря на то, что не я его придумала, и взят он не с потолка, а на основе изучения тысяч детей разных возрастных групп - я постоянно слышу: В полтора года при помощи ложки и вилки самостоятельно съедать свой обед?!!! Это же невозможно! Дети такого возраста так не умеют!!! Ваши нормы устарели!!! Когда так возражают родители единственного ребенка с серьезным нарушением развития - их понять можно. Такие дети часто навыки самообслуживания приобретают параллельно с другими навыками. Развит в пять лет на два года - и самообслуживание там же. А сравнить маме не с кем. Но часто ребенок не имеет проблем в развитии, кроме задержки речи - все понимает, общается как может, задания выполняет - но самообслуживание на нуле. Недооцениваем. Не знаем как надо. Не верим в нормы развития.
То же самое касается поведения в общественных местах (мы потихоньку подползаем обратно к нашему храму) Кричит, бежит, везде лезет, все хватает - он же маленький!!! Он же не может!!! И в конце концов - он же ребенок! С одной стороны, да. Нашему обществу не мешало бы быть подетолюбивей. Двухлетка за вашим креслом в самолёте будет задевать его спинку ногами без вариантов, он физиологически не может по-другому. И не звучать он не может. И выйти с ним маме некуда. Поэтому ваши претензии к ней немилосердны - она и сама не знает, куда ей провалиться. С другой - наш упомянутый храм (вот мы и вернулись) - для воспитания прекрасное поле, так как в отличие от самолёта если уж мы с ребенком его посещаем, то регулярно. И вот, наконец, самое интересное. Воспитание с учётом знания о том, что ребенок действительно может - равняется его развитию. Разрешая детям кричать и бегать в храме - мы их и не воспитываем, и не развиваем.
Мои дети посещали храм с рождения, и сейчас я вам расскажу, что ребенок действительно может. Грудные малыши храм любят - им интересно. Светится, блестит, пахнет, звучит. Когда мама выходит в скучную комнату с белыми стенами - это не, неинтересно. Тянет ручку - туда, мама! Мама - палец к губам - чшшш! С полугода до года маленький ребенок научается усваивать связку - закричал - вышел - чтобы вернуться - надо молчать. Представляете, усваивает! И осознанно, сам, сдерживается! В год! Недолго, конечно. Но уже пытается! А теперь представляете, какая это работа мозга для очень маленького человечка. Вот и получилось параллельно. Воспитывая - развиваем. Да ещё как развиваем.
С детьми постарше ситуация меняется - им уже привычно и не так интересно. Но, к счастью, в работу уже вступает наша вторая сигнальная система - речь. Ребенок начинает воспринимать прямые объяснения словами через рот. Хорошо если при этом ему ещё и не только по затылку стучат - стой, сказала - а объясняют что к чему на службе, при этом опять же не пытаются примерять на него апокрифические сказания о чудесных младенцах, которые молились в утробе матери, а оценивают этого конкретного ребенка реально.
В общем, я все об одном. Видеть этого, конкретного ребенка, раз. Не пытаться тянуть его за уши к своим розовым очкам "должен". И все же верить в него, два. Понимать, что часто он может больше, чем мы привыкли. Что ребенок - это не маленький дурачок, способный только слушать идиотские песенки, подпрыгивая и крича в такт, а существо, способное к мирному созерцанию и вслушиванию. Способное! И умеющее извлечь из этого пользу! Не из буйства и тынц-тынца, этого никого ещё не развивало, но почему-то внедряется абсолютно везде.
Постоянно идя за детьми в их буйной несдержанности - мы тормозим их в развитии. Дети могут быть другими. Могут быть спокойны и молчаливо созерцательны в той ситуации, когда это предписано правилами. Воспитывать в них это - вовсе не значит подавлять их детскую натуру. Они это правда могут, и им это правда бывает полезно. Вся окружающая среда их и так нонстоп подстегивает - побежали! Давайте вместе крикнем! Бросим! Прыгнем! Кто быстрее! Кто громче! Вдох! Ещё! Вдох! Ещё! А где же выдох? Давайте дадим детям возможность выдыхать. И будем учить их выдыхать. Кто-то поучит в храме. Кто-то разожжет воскресный костер - и не будет спешно придумывать детский квест. Гораздо полезнее будет поджечь палочку и долго-долго смотреть на красный огонек. Кто-то достанет глину. Кто-то испечет вместе с ребенком пирог. Заземлимся и выдохнем сами. И научим этому детей.