Найти в Дзене
PriArT

Картина "Давид и Голиаф" вновь приписывается Артемизии Джентилески

Давно скрытая подпись мастера барокко Артемизии Джентилески была обнаружена на картине 17 века "Давид и Голиаф". Ранее эту работу приписывали менее впечатляющему художнику-мужчине.

Артемизия Джентилески "Давид и Голиаф", около 1639 года, частная коллекция.
Артемизия Джентилески "Давид и Голиаф", около 1639 года, частная коллекция.

Артемизия Джентилески (1593-ок. 1654) - одна из художниц, получившая широкое признание. Она известна тем, что пережила насилие и успешно привлекла нападавшего к ответственности в суде. В 17 веке этот подвиг был намного сложнее, чем сегодня. В ее драматичных и убедительных картинах часто фигурируют библейские женщины. Сегодня мы сосредоточимся на ее картине "Давид и Голиаф".

Когда старший реставратор Гиллеспи удалила излишнюю краску с меча Давида, то обнаружила скрытую подпись с надписью “Артемизия” с неполной датой.

Это открытие стало “удивительным моментом”, но оно не было полной неожиданностью. Специалист по Джентилески, Джанни Папи, впервые предложил реставрацию картины в 1996 году. В то время "Давида и Голиафа" не видели на публике с 1970-х годов, и он был не в лучшей форме. Картина была грязной, перекрашенной и покрытой потемневшим лаком. Вероятно, поэтому его приписали менее значимому художнику, ученику ее отца, Джованни Франческо Геррьери (1589-1655).

Несмотря на плохое состояние, Папи посмотрел на черно-белую фотографию в аукционном каталоге и увидел Джентилески там, где её не видел никто. Он объявил о своей гипотезе в 1996 году в итальянском журнале по истории искусства. Таким образом, обнаружение скрытой подписи подтвердило подозрения десятилетней давности. На самом деле, новый владелец и реставраторы картины надеялись именно на такое открытие. Реставраторы искали подпись в нескольких других местах и почти отказались от попыток найти ее, когда она была неожиданно обнаружена на мече.

Что подсказало Папи, что картина принадлежит кисти Джентилески? Маленькие детали. Некоторые цвета и ткани в одежде Давида похожи на те, что присутствуют в других работах Джентилески. Как и освещение лица Давида и пейзаж на заднем плане. В своей статье 1996 года Папи писал, что “атмосфера и особенно фигура Давида особенно характерны для Джентилески". Другие аспекты композиции, освещения и положения фигуры указывают на утонченность художника Джентилески.

Ценители искусства гордятся тем, что могут распознавать уникальные черты отдельных художников, подобно тому, как все мы узнаем почерк наших друзей. Иногда они могут ошибаться, хотя мнение знатоков редко может быть окончательно доказано или опровергнуто. "Давид и Голиаф" - один из тех редких случаев.

Артемизия Джентилески "Давид и Голиаф", около 1639 года, частная коллекция. Фрагмент.
Артемизия Джентилески "Давид и Голиаф", около 1639 года, частная коллекция. Фрагмент.

Документальные свидетельства свидетельствуют о том, что король Англии Карл I когда-то владел либо этой картиной, либо другой картиной Джентилески на ту же тему. Джентилески некоторое время жила в Лондоне в конце 1630-х - начале 1640-х годов, и, возможно, именно там она написала "Давида и Голиафа". Так что вполне уместно, что истинный творец этой картины обнаружился в Лондоне.

Волнительно и приятно видеть, что эта впечатляющая картина вновь приписывается сильной, талантливой и жизнерадостной женщине.

"Возможность поработать над этой картиной и внимательно изучить технику такой важной и до сих пор недооцененной художницы была фантастической". (Реставратор Саймон Гиллеспи)

"Давид и Голиаф" Артемизии Джентилески - не первое произведение искусства, которое предстает в новом свете после реставрации. В 2019 году реставраторы в Дрездене (Германия), обнаружили неизвестную картину под верхним слоем картины "Девушка, читающая письмо у открытого окна" Йоханнеса Вермеера.