Могут ли заставить пройти эту процедуру насильно и будут ли полученные сведения служить доказательствами по делу, разъясняют волгоградские юристы.
Ученые-физиологи сразу нескольких стран, включая и нашу, в начале ХХ столетия обратили внимание, что психоэмоциональное напряжение сопряжено с динамикой физиологических процессов (меняются пульс, давление). Конечно, на начальном этапе прототипы были очень далеки от современных полиграфов.
Но проведенные научные изыскания тех времен легли в основу психофизиологии и как следствие появления полиграфа и инструментальной детекции лжи в целом.
– Попытки «заморочить голову» полиграфу, – говорит Роман Куров, специалист по полиграфу, – можно разделить на 2 вида – бытовое (примитивное) и профессиональное противодействие, доступное только сотрудникам разведывательных подразделений спецслужб.
Прием различных медицинских препаратов или психотропных средств наряду со всеми прочими «методами», описанными в интернете, относится как раз к бытовому противодействию полиграфу.
Причина – физиология и поведение человека становятся неадекватны, что сразу бросается в глаза опытному полиграфологу.
Любая попытка осознанного противодействия полиграфной проверке автоматически обвиняет причастное лицо в неискренности и желании скрыть ту или иную информацию.
Именно поэтому даже профессиональные разведчики, которые подробно изучили физиологию человека, прошли практику, познали профессию изнутри, далеко не всегда могут научиться «играть» своей физиологией так, чтобы не вызвать никаких подозрений у полиграфолога.
На это способны лишь единицы. Лично я, например, не могу «обмануть» полиграф. Это то же самое, что, имея порок сердца, надеяться обмануть кардиолога в ходе прохождения тщательного медосмотра.
Конечно, опытный врач сразу обнаружит патологию. В отличие от западных, европейских и ряда других стран, где применение полиграфных проверок уже давно прошло все стадии законодательных и межведомственных согласований, в России этот процесс еще продолжается.
В 2021 году Минтруд принял к рассмотрению стандарты подготовки полиграфологов и проведения полиграфных проверок, разработанных инициативной группой лучших полиграфологов страны.
Участвовали в работе представители силовых ведомств и других заинтересованных подразделений.
После утверждения стандартов станет возможным следующий этап становления полиграфа в России – утверждение и интеграция на уровне законодательства. Этот процесс не быстрый.
В среднем мы проводим 2‑3 исследования с использованием полиграфа ежемесячно, в рамках уголовных или административных дел, когда требуется независимая проверка.
Все заключения по проведенным исследованиям были приняты судами и правоохранительными органами и приобщены к материалам дел. Ориентироваться же на выводы полиграфолога или нет, это уже право каждого правоприменителя в отдельности.
по российскому законодательству, гражданина нашей страны никто не вправе принуждать к прохождению того или иного исследования. Это дело добровольное. Даже медицинское освидетельствование при управлении транспортным средством возможно только в случае согласия гражданина.
Другое дело, что в КОАП уже давным-давно предусмотрена ответственность за отказ, например, от прохождения медицинского освидетельствования.
Но так как законодательство, регламентирующее проведение полиграфных проверок в России, еще не приведено к единому системному виду, ответственность за отказ от прохождения полиграфа не предусмотрена.
Но здесь стоит понимать и помнить, что любой инициатор проверки всегда задается вопросом – если ты говоришь правду и ничего не скрываешь или не искажаешь, то почему же ты отказываешься подтвердить свои слова на полиграфе? Значит, есть что скрывать?
Полиграфные проверки проводятся практически всеми силовыми ведомствами, но они, как правило, проводятся силами штатных специалистов. Кроме этого, полиграф активно используется коммерческими структурами при кадровых проверках персонала, приеме на работу, а также при проведении плановых и внеплановых проверок в отношении действующих сотрудников.
Также обращаются за помощью к полиграфу и частные лица по своим различным нестандартным жизненным ситуациям.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
«Проверка – только с письменного согласия!»
– На данный момент использование полиграфа никак не регламентировано в законодательстве Российской Федерации и не может применяться в судопроизводстве, – говорит ведущий юрисконсульт Госюрбюро Волгоградской области Александр Еременков. – Сведения, полученные с помощью полиграфа, не могут являться доказательствами в суде.
Применение полиграфа в деятельности работодателей также законодательно не регламентировано. При этом законодательство Российской Федерации не запрещает использовать полиграф для проверки кандидатов и действующих работников с целью получения в ходе такой проверки ответов на вопросы, касающиеся лояльности работника к работодателю, а также деловых и профессиональных качеств.
Работодатель может проверить кандидата или работника на полиграфе при определенных условиях. Главным из них является письменное согласие гражданина на проведение психофизиологической экспертизы, каковой является проверка на полиграфе, поскольку никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации). Получить письменное согласие испытуемого работодатель должен до проведения проверки.
Согласие на проведение психофизиологической экспертизы обязательно должно содержать:
– разъяснение о праве выбора гражданина дать согласие на экспертизу или отказаться от нее;
– перечень вопросов, по которым будет проводиться психофизиологическая экспертиза;
– разъяснение о праве гражданина в любой момент отказаться от экспертизы;
– обязательство работодателя использовать результаты экспертизы только для целей рассмотрения возможности приема кандидата на работу или соответствия работника занимаемой должности.
Отказ от проверки на полиграфе по общему правилу не влечет для гражданина никаких последствий. То есть ему не могут отказать на этом основании в приеме на работу или применить меры взыскания. Любые действия, которые работодатель совершает на основании лишь одного отказа работника пройти проверку на полиграфе, могут быть обжалованы как незаконные или дискриминирующие.
Юлия Казанджан