Просторы севера-запада России невероятно большие и труднопроходимы даже в наше время, а более 5000 лет назад, наверное, были дикими и малообитаемыми. Так кажется с позиции сегодняшнего дня, но это не соответствует истине. Исследования советских, российских и финских археологов говорят об обратном. Современные просторы Русского Севера были обитаемы. На его территории жили разные племена, которые относились к разным народам (археологическим культурам). При этом они устанавливали социально-политические связи, налаживали торговый обмен редким сырьем и статусными предметами. Об этом ярче всего говорят находки украшений из янтаря и орудий из кремня и сланца. По ареалу распространения этих предметов можно судить о связях людей Севера Восточной Европы в эпоху неолита-энеолита.
Примерно с IV тыс. до н.э. от Балтийского моря до Уральских гор бытовала культурно-историческая общность ямочно-гребенчатой керамики. Археологические культуры этой общности, по мнению ученых, являются родственными, но само население относящиеся к культурам ямочно-гребенчатой керамики является неоднородным. Это прослеживается и генетически. Есть представители европеоидной расы, есть и представители смешанной расы - метисация европеоидов и монголоидов. Тем не менее, эти народы относятся к родственному кругу археологических культур. На основе общей культуры, между этими народами установились прочные торговые, а возможно и политические (оборонительные) связи. Главным показателем этих отношений был янтарь с Восточной Прибалтики.
Украшение из янтаря находят на стоянках и захоронениях древних людей в Прибалтике, Финляндии, на берегах Онежского и Белого озер, Белого моря, в бассейнах рек Онега, Северная Двина, Мезень, в верховьях Волги. В большинстве случаев изделия из янтаря это пуговицы и подвески. Зачастую пуговицы нашивались на полотна (одеяла), которыми накрывали некоторых умерших, тем самым подчеркивая их особый социальный статус. Археологи считают, что янтарь был формой, прежде всего, статусного обмена, но на небольшом расстоянии от места добычи он мог быть и частью обычной торговли. По мнению А. Жульникова, размер ареала распространения янтаря доходил до 1000 км. На большем расстоянии изделия из янтаря встречаются крайне редко. Яркой находкой стало обнаружение захоронения «янтарного» человека на западном берегу Онежского озера (Республика Карелия). В погребении было обнаружено около 140 украшений из янтаря. Это самое крупное захоронение с янтарем на территории России. Предполагается, что этот человек был торговцем. Он прибыл на западный берег Онежского озера для закупки каменных орудий из сланца, который был вторым товаром для обмена. Недалеко от места захоронения «янтарного» человека обнаружены мастерские по изготовлению рубящих орудий из сланца.
Территория современной Республики Карелия в эпоху энеолита была центром изготовление рубящих орудий русско-карельского типа. На территории Эстонии археологи находят каменные топоры и тесла данного типа из метатуфа, которого ни в Прибалтике, ни в Финляндии нет. Метатуф находиться только в Карелии на Онежском озере и зовется «олонецкий зеленый сланец». Ограниченная локализация этого минерала помогла ученным доказать, что между Прибалтикой и Карелией в древности были прочные торговые и социальные связи. Одновременно с янтарем на Онежском озере распространяются изделия из кварца, которого считают завозным. Но торговля людей древности с берегов Онежского озера не концентрировалась только на западном направлении. Вероятно, через Онежское озеро янтарь и сланцевые орудия попадали на берег Белого моря (Кемь, Мудьюг и др). При этом оптимальный радиус распространения для орудий из сланца считается 200-300 км (А. Жульников). Но орудия русско-карельского типа находят в финской Лапландии и в Татарстане.
В Карелии есть сланец, из которого древние люди неолита-энеолита изготовляли каменные рубящие орудия, но нет залежей кремля. При этом изделия из кремля встречаются в карельских неолитических захоронениях. Возможно, его могли привозить с территории современной Ленинградской области, но там его крайне мало. Более крупные залежи кремня находят в среднем течении реки Онега (Архангельская область). Население Каргопольской архелогической культуры с р. Онега считается родственным неолитическому населению Карелии. Между ними могли совершаться обмен янтаря и сланцевых орудий на орудия из кремня. Одновременно с янтарем в Поонежье появляются каменные долота-круммайсели. Явно заимствуемая технология. Правда, для жителей Восточного Поонежья, приобретение янтаря могло совершаться и через южные регионы (Белое озеро, р. Сухона и т.д.). В III тыс. до н.э. рядом со стоянками каргопольской культуры находились стоянки представителей волосовской археологической культуры (памятники типа Модлона), которые являются пришлым населением. Волосовскоя культура широко использовала украшения из янтаря и фигурки из кремня.
Археологические памятники на Верхней Волги принадлежат именно этой культуре. Но трудно себе представить, что неолитические жители с Волги могли приобретать янтарь в Восточной Прибалтике за орудия из сланца или кремня. У племен охотников и рыболовов каменного века не было вьючных животных. Возможно, использовали собачьи упряжки, но это не достоверно. Тяжелый груз далеко отвезти было проблематично. Для волосовской культуры основным товаром стали шкурки куниц. На волосовских стоянках с Верхней Волги находят большое количество костей и зубов этого зверька и по мнению археологов шкурки куницы могли быть предметом обмена с прибалтийскими племенами.
Заключение брачных политических союзов, заключения «мира» между племенами, подношения статусным представителям общин сопровождались при помощи уникальных предметов из янтаря, сланца, кварца и кремня. Большинство этого инвентаря с мест погребения не использовались в повседневном быту. Они были необходимы только для обмена или ритуальных действий. Товарообмен этими предметами в неолите-энеолите (конец IV – начало II тыс. до н.э.) говорит о прочных политических и торговых связях среди древних людей лесной полосы Восточной Европы. А также о социальном внутриплеменном развитии этих народов. Появление особых статусных людей племени является этому подтверждением. Племена с территорий Европейского Севера России, с Поволжья, Прибалтики, Финляндии и Норвегии не были изолированными. Уже 5000 тысяч лет назад у древних людей существовал обмен товаров, технологиями в изготовлении орудий труда и керамики, обмен культурой. О тесной связи людей северного неолита еще предстоит многое узнать, а современные технологии помогают ученым делать новые открытия.
Источники:
Неолит Северной Евразии. Ответственный редактор тома д.и.н С. Ошибкина. М., Изд. "Наука" 1996
Свидетельства обмена между населением Карелии и Эстонии в финальном каменном веке: по результатам археологического и петрографического изучения рубящих орудий русско-карельского типа с территории Эстонии//Тарасов Алексей Юрьевич, Крийска Айвар, Кирс Юхо. Труды Карельского научного центра Российской академии наук, 2010
Жульников А. М. Обмен янтарем в Северной Европе в III тыс. до н. э. как фактор социального взаимодействия // Проблемы биологической и культурной адаптации человеческих популяций. СПб.: Наука, 2008. Т. 1: Археология: Адаптационные стратегии древнего населения Северной Евразии: сырье и приемы обработки. С. 134-145
Эпоха бронзы лесной полосы СССР. . Ответственный редактор тома ак. Б. Рыбаков. М., Изд." Наука" 1987