Философы и просто интересующиеся философией, согласные с определением, что агностицизм - это философия, утверждающая непознаваемость вещей, являются истинными агностиками, кем бы они себя при этом не считали, даже если они уверены, что мир познаваем. Вот такой парадокс.
А дело не в оценке познаваемости/непознаваемости мира, а в том, что подбирается для такой оценки, а что нет. Потому что гностики – это не про знание в научном смысле, не про философию вещей. И поэтому агностики (исконные) не отрицали познаваемость мира. На деле они были отчаявшимися гностиками, не достигшими в гностической практике никаких результатов в познании чего-то другого, что миром вещей не является.
Так что тот, кто повторяет за другими, что агностики утверждают невозможность познания мира, совершенно явным образом демонстрируют свою веру в то, что единственное, что может познаваться или не познаваться – это мир или по-философски – вещи.
Нынче все агностики - те, кто не понимает гностиков. Кроме меня, разумеется, с моим гуманитарным методом и еще нескольких неизвестных философов, неизвестных потому что предпочитают со своим гностицизмом не высовываться.
Объяснять, что такое гностицизм, не имеет смысла, потому что это философия практическая. Которая есть практика, имеет цель, как предмет и средства ее достижения. Это как программирование. Теоретически научиться невозможно, но можно научиться, решая прикладные задачи. Это как сыр горгонзола. Пока не попробуешь – не узнаешь, а многие даже не подозревают, что такой сыр бывает. Да и попробовать нужно еще решиться. Никакие теоретические объяснения не помогут. Впрочем, как с любой практической вещью.
Главное, что нужно уяснить в терминах гуманитарного метода: гностицизм – это философия удовлетворения некоторой культурной потребности. Поэтому он породил богатую культуру удовлетворения этой потребности. Чтобы представить себе масштаб явления, достаточно в качестве примера назвать гедонизм, герметизм, дионисизм, платонизм, христианство. Но для агностицизма - эта культура гностиков немыслима. При этом агностицизм никакую культурную потребность не удовлетворяет, и поэтому культуру не создал.
Надеюсь, мне удалось на примере агностицизма указать направление осознания, что такое философия контркультуры. Контркультурная философия не просто отрицает некоторую конкретную культуру, спорит с ней, что-то ей противопоставляет, нет. Для контркультуры культура – немыслима. При том, что конкретная контркультура происходит из конкретной культуры. Совершенный парадокс в гегелевском духе.
В гуманитарном методе
наступление контркультуры называется вырождением.
Покажем образец контркультуры на следующей гуманитарной схеме.
Дана естественная потребность в еде. Установлено культурное ограничение - руками есть нельзя. Культурное условие - использовать столовые приборы. Культурная потребность – есть столовыми приборами. Человек желающий есть только с помощью столовых приборов – культурный человек. Человек, желающий есть руками – дикарь.
В точках питания «Вкусно – и точка» (преемница МакДональдса) употребление только руками, использование столовых приборов – немыслимо. Это контркультура. Распространение общепита подобного формата – наступление контркультуры – вырождение культуры питания.
Вопрос: что исключено из гуманитарной схемы? Ответ: культурное ограничение. Дикость привлекательна избавлением от бремени культурности.
Сергей Дегтярев