Найти тему

Происхождение культурных потребностей

Современная психология объясняет поведение человека его потребностями. Однако сам механизм возникновения потребностей остается загадочным. А еще большей загадкой является происхождение культуры, что согласно психологической концепции потребностей объясняется наличием у людей соответствующих потребностей.

Сначала напомню определение гуманитарного метода как философии потребностей.

Субъективное явление – это когда-то удовлетворенное желание, а вот сейчас неудовлетворенное. Наблюдение субъективного явления осуществляется с целью: осознать, что я сделал, что желание было удовлетворено. Результатом осознания является философия этого желания. Если, философствуя, удается определить предмет и метод удовлетворения, то получается субъективная теория удовлетворения моего желания или теория потребности. Потребности получают свое название по предмету или методу удовлетворения.

Важно акцентировать: не всякие желания наблюдаются как субъективные явления, а лишь такие, предмет или способ удовлетворения которых еще не осознан. При этом осознать не означает назвать.

Потребности, являющиеся продуктом осознания предмета и метода удовлетворения желания, я называю культурными.

Прочие потребности я называю естественными. Дам строгое определение естественной потребности в согласии с фактом, что поведение человека по современным психологическим взглядам объясняется его потребностями и ничем иным.

Потребность называется естественной, если ее удовлетворение необходимо для бытия субъекта.

Иначе говоря, если эта потребность не удовлетворяется, то субъект просто не может существовать, его бытие как данного конкретного субъекта прекращается.

Потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания существования субъекта, вообще говоря, множество, поэтому удовлетворение конкретной естественной потребности необходимо, но недостаточно. Наличие недостаточности в удовлетворении естественных потребностей говорит о том, что могут быть потребности, удовлетворение которых может быть достаточным для существования субъекта. Отсюда вопрос: в чем состоит особенность потребностей, удовлетворение которых было бы достаточно для существования субъекта?

Ясно, что удовлетворение этих потребностей должно способствовать удовлетворению и естественных тоже. Но если эти потребности должны способствовать удовлетворению и естественных тоже, то что-то должно удовлетворению естественных препятствовать, чтобы они удовлетворялись не сами по себе, а через удовлетворение культурных. Следовательно, должно быть ограничение на удовлетворение естественных потребностей. Буду называть это ограничение культурным ограничением.

А раз удовлетворение естественных потребностей связывается с удовлетворением культурных, то удовлетворение культурной потребности является условием преодоления культурного ограничения. Получаем то, что я называю гуманитарной схемой происхождения культурной потребности. Гуманитарная схема происхождения культурной потребности описывается следующим образом.

1. Выявляется естественная потребность.
2. Устанавливается культурное ограничение на удовлетворение естественной потребности.
3. Определяется условие преодоления культурного ограничения, которое называется культурным условием.
4. Потребность выполнить культурное условие называется культурной потребностью.
5. Человек, испытывающий культурную потребность – культурный человек.

Например, есть естественная потребность дать отдыха ногам. Установим культурное ограничение: прикасаться одеждой к полу нельзя, положим, речь идет о публичном месте. Культурное условие: использовать стул. Потребность сесть на стул – культурная потребность. Отсюда: тот, кто для отдыха ног использует стул – культурный человек, а кто ложится или садится на пол – дикарь.

Сергей Дегтярев

Начало здесь

Далее Философия контркультуры