В смутное время живем. Ни в чем нет уверенности наперед. Образа будущего нет. Идеологии нет. Выплатишь кредит или нет. Зацепит кто-то локтем по дороге на работу или нет. Делать профессиональную карьеру или нет. Призовут или нет. Доучишься или нет. Одним словом – бесит. Кто виноват и что делать?
Ситуация однозначно описывается следующей фигурой гуманитарной схемы:
культурное ограничение есть, а культурного условия преодоления ограничения нет.
А раз нет культурного условия преодоления, то остаются только некультурные, дикие. Отсюда характер реакции на ситуацию – бесит.
Философствование в смутное время имеет два взаимосвязанных направления.
Первое - обоснование допустимости дикости, даже воспевание. Например, необходимость терпеть страдания от варварского нашествия, случившегося по причине собственной греховности.
Второе, беспочвенные призывы к культурности, морализаторство. Например, обращение к древним духовным источникам как нравственным образцам, несмотря на то, что они уже не имеют практического значения в современное время.
И первое, и второе есть предложение ответа: что я сделал (первое) и что я не делаю (второе), что теперь наблюдаю субъективное явление, суть которого в желании преодолеть культурное ограничение. В то время как культурное ограничении непреодолимо, потому что в первом случае не задано культурное условие его преодоления, а во втором - предлагаемое культурное условие (древняя духовность) преодолевает какие-то древние ограничения, а не теперешнее.
Пара житейских примеров.
Я прихожу в магазин с определенной суммой на покупки и обнаруживаю, что цены выше, чем были. Культурное ограничение: нельзя купить все, что запланировал. Культурного условия, как купить все, что запланировал, дирекция магазина не дает. Бесит.
Более выпуклый пример. Я заказал мастера на дом на определенное время и получил заверения, что мастер будет вовремя. В указанное время мастера нет. Культурное ограничение: нельзя уйти из дома до прихода мастера. Здесь я вообще не могу задать культурное условие преодоления этого ограничения. Бесит.
Кто виноват? Тот, кто установил культурное ограничение и не задал культурное условие его преодоления.
Что делать? Искать культурное условие.
«Перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?» (М.Булгаков. Мастер и Маргарита)
Сергей Дегтярев