В смутное время живем. Ни в чем нет уверенности наперед. Образа будущего нет. Идеологии нет. Выплатишь кредит или нет. Зацепит кто-то локтем по дороге на работу или нет. Делать профессиональную карьеру или нет. Призовут или нет. Доучишься или нет. Одним словом – бесит. Кто виноват и что делать? Ситуация однозначно описывается следующей фигурой гуманитарной схемы: культурное ограничение есть, а культурного условия преодоления ограничения нет. А раз нет культурного условия преодоления, то остаются только некультурные, дикие. Отсюда характер реакции на ситуацию – бесит. Философствование в смутное время имеет два взаимосвязанных направления. Первое - обоснование допустимости дикости, даже воспевание. Например, необходимость терпеть страдания от варварского нашествия, случившегося по причине собственной греховности. Второе, беспочвенные призывы к культурности, морализаторство. Например, обращение к древним духовным источникам как нравственным образцам, несмотря на то, что они уже не имеют п