Часто вижу предъявы в духе: "Наши нормальные дети не тренажёры для ваших больных/ненормальных/ментальных" (нужное подчеркнуть).
Давайте опустим тот момент, что экономию инклюзию в образовании вовсе не родители особых детей внедрять начали, а попробуем разобраться кто и что на самом деле может получить от этой ситуации.
Внимание: ненависть это не "мнение". Это высказывания, подпадающие под УК РФ Ст. 282. Все такие товарищи будут забанены, а на их комментарии оформлена соответствующая жалоба.
Понятное дело, что для детей с нарушениями развития норма - наглядный пример к чему надо стремиться, чему надо подражать. Особенно важен контакт с нормой для ребят с речевыми и коммуникативными нарушениями. Благодаря ему такие дети максимально эффективно, если не полностью компенсируют свои недостатки, то хотя бы сглаживают их потому, что перед глазами постоянно пример "как надо".
Почему лучше живая практика? Неужели нельзя в искусственной среде учить таких детей? Представьте, что вы хотите поехать в Китай. Сколько б вы не учили китайский и какие бы книжки по китайскому этикету не читали, что применимо в общении, а что нет, как правильно и актуально говорить, а как нет, можно увидеть только живя и взаимодействуя с китайцами. Не с книжками. И даже не с репетиторами. Практику не заменит ничто. В этом смысле контакт с нормой для особых детей представляет огромную ценность.
Но, тадааам, крамольные мысли: для нормы контакт с не нормой тоже весьма ценен.
Оговорюсь, что в этой теме пойдет речь о ситуациях, когда особый ребёнок чем-то отличается от сверстников, но соблюдается хотя бы 2 критерия ниже:
1) он сам +/- соблюдает социальные нормы;
2) не представляет угрозы для окружающих;
3) имеет тьютора или иное сопровождение не "на бумажке".
Понятное дело, что когда особый ребенок собой не управляет и вызывает только страх, за ним никто не следит и не помогает адаптироваться, вряд ли тут будет какая-то ценность. Скорее один стресс для всех.
Так что же особые дети теоретически могут дать норме?
Развитие эмоционального интеллекта
Ни для кого не секрет, что дети с аутизмом, например, в общении и объяснении своих мыслей ведут себя, словно "слон в посудной лавке". Чего они хотят далеко не каждый догадается. По сути даже они сами не всегда могут объяснить, что же им надо или не так. В такой ситуации норме приходиться включать эмоциональный интеллект за двоих - и за своё поведение подумать, и за условного ребёнка-аутиста. Это колоссальная коммуникативная тренировка: если уж с аутистами научишься вставать на чужое место и общий язык находить, то с другими людьми построить отношения не составит большого труда.
Если думаете, что эмоциональный интеллект это не важно, то рекомендую пересмотреть своё отношение.
Эмоциональный интеллект - способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Это нужно всегда и везде - хоть домохозяйкам, хоть большим начальникам.
Умение помогать и сочувствовать
К сожалению, живём мы вроде в такое продвинутое время, а некоторые люди до сих пор считают, что сочувствие и взаимопомощь то ли для слабаков, то ли для дураков. А потом идут страшные удивления от новостей, что подростки кого-то избили толпой или на камеру снимали сердечный приступ, но никто не помог умирающему человеку.
На самом деле сочувствие и взаимопомощь - это то, что двигает прогресс. Не зря страны с наиболее продвинутой наукой это не те, кто проводит политику закрытости и "традиций", а те, кто "за" глобализацию, международное сотрудничество.
Один человек знает что-то одно, другой - что-то другое. Они объединяют свои знания, усилия и получается открытие. Но до того, как эти учёные дорастут до открытий, они будут детьми, чья взаимопомощь в детском возрасте превращается в сотрудничество во взрослом.
Сочувствие тоже важно - пожалейки с возрастающими возможностями трансформируются в желание изменить ситуацию, помочь не только словом, но и делом.
Развитие критического мышления и полноты картины мира
Порой я вижу аргументы типа "Я не хочу чтобы мой ребенок видел ЭТО". Оставим в стороне то, что подобные тезисы сродни абсурдным требованиям, чтобы, скажем, все полные люди сидели дома, а то они оскорбляют чьё-то "чувство прекрасного". Давайте посмотрим с другой стороны: если родитель намеренно без веских оснований ограничивает ряд информации для ребёнка, то он ограничивает развитие его интеллекта.
С какой стороны здесь критическое мышление? С той, что оно может развиваться только при полной картине мира. Явно не когда малышу рассказывают, что вокруг только "арийцы" и розовые облачка.
Конкретно в ситуации с особыми детьми, какими вопросами вообще может задаваться норма? Топ:
- Почему девочка/мальчик так ходят, так себя ведут, что-то носят?
- Почему они такие? Можно ли как-то это вылечить/этого избежать?
Если родитель себя здесь правильно поведёт и расскажет про ситуацию "как есть", - что дети разные бывают: у кого-то болезнь, синдром, у кого-то последствие травмы, у кого-то развитие по-другому идёт, - то никаких ужасов, страхов, ломания мира с розовыми единорогами и прочего, чего так боятся адепты "Я не хочу чтобы мой ребенок видел ЭТО", не будет. Потому, что боятся непонятного, неизвестного.
Конкретно на критическое мышление больше влияют рассуждения, характерные для детей постарше: "Почему они такие? Можно ли как-то этого избежать?". Влияют, опять же, если не подавать информацию однобоко и стереотипно, а-ля "Мама и папа у таких детей алкоголики-маргиналы". Нужна полная картина (с оглядкой на уровень развития ребёнка) - да, если родители ведут абы какой образ жизни, вероятность рождения детей с отклонениями выше, но и в обычных семьях такое бывает и 100% защиты на сей счет, увы, пока никто не придумал.
Разумеется, одно только знание о людях с инвалидностью или особенностями здоровья/развития не сделают из нормы интеллектуала, но как минимум сформируют адекватные представления на сей счёт.
Кроме того, осведомлённость - ключ к тому, чтобы если нормальный ребёнок в старшем возрасте сам с таким столкнулся, он бы не тратил много времени на непродуктивный самообман, самопожалейки и поиск виноватых. А мог бы быстро признать ситуацию и начать с ней работать, поскольку многие особенности поддаются лечению и коррекции вплоть до нормы или околонормы.
Спасибо что читаете меня!
Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)