Тема навеяна комментариями к моей статье по фильму «Джейн Эйр». Прозвучала мысль, что мисс Ингрэм так сложно найти жениха потому, что у неё очень высокие запросы.
Да. Конечно. Запросы у Бланш Ингрэм высокие. Иначе и быть не могло, учитывая, в какой семье и в каких условиях она росла.
И не только росла, но и продолжает жить, достигнув критического возраста невест – 25-ти лет.
Казалось бы, пора снижать планку. А то в старых девах останешься. Звучит разумно, но… Как?!
Представьте… Вам предлагают переехать из комфортной квартиры в развалюху с удобствами на улице. Вам придётся по душе эта мысль? Сможете приспособиться к новым, менее комфортным условиям? И чувствовать себя при этом прекрасно…
Вот так и Бланш Ингрэм не хотелось жить в более худших условиях, чем те, к которым она привыкла в родительском доме.
О каком же «снижении запросов» можно говорить?
На мой взгляд, «снижение запросов» – это как раз такие женихи, как мистер Рочестер. Без титула, некрасивый, со странным, непонятным характером, а лучше сказать – с причудами.
Лет в 18 – 20 Бланш Ингрэм наверняка не хотела выйти за такого. Надеялась повстречать кого-то типа мистера Бингли из «Гордости и предубеждения».
Мистер Бингли не очень богат, но способен обеспечить жене комфортные условия проживания. С ним не придётся жить в развалюхе где-нибудь в глуши, не имея средств на то, чтобы проводить в Лондоне светский сезон.
И он – без причуд. У него лёгкий характер. Он воспитанный, образованный, неглупый, но при этом простой и понятный… Мечта каждой барышни:)
Мистер Рочестер – это НЕ мечта каждой барышни. Это – «снижение запросов».
Куда снижать больше? Разве что искать обеспеченного бездетного джентльмена возраста 40+… Но такого найти тоже было сложно.
А вдовый дворянин, у которого уже есть наследник мужского пола, - это и не жених вовсе (для барышни).
Тема высоких запросов обедневших барышень широко отражена в русской классике второй половины 19 века.
Помните Липочку из пьесы Островского «Свои люди – сочтёмся»?
«– Что ж это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!»
На самом деле это совсем не смешно. Это – страшно. Липочка так испугалась оказаться в плохих условиях, что даже влюбилась в Подхалюзина, он ей перестал казаться противным.
Героиня пьесы «Бешеные деньги» тоже снижает запросы. В конце пьесы есть намёк на то, что она готова полюбить своего мужа.
Костюмы из фильма «Бешеные деньги».
А что делать, если не нашлось жениха своего уровня? Идти в содержанки или выходить за Карандышева? Который не красив, не умён, не богат?
Это уже не снижение запросов, а полный отказ от них. Безысходность…
Жакет и шляпка Ларисы. Правда ли, что женщины предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?
В романе «Джейн Эйр» не сказано о том, как сложилась судьба Бланш Ингрэм. А было бы интересно узнать, осталась ли она старой девой или всё же нашла жениха.
Вообще, в Англии 19 века было много старых дев-бесприданниц. Всё – из-за системы майоратов.
«Можно ли совершить что-нибудь более несправедливое?»… Майорат – благо или зло?
Можно только догадываться, как эти бедняжки досаждали жёнам своих братьев и других родственников мужского пола. И как сами страдали от сознания того, что они – лишние и ненужные в домах своих родственников.
Платье, как у Джейн Эйр, на портрете русского художника, и длинные локоны Бланш Ингрэм.
#кино #литература #искусство #история #женщины