Российская национальная библиотека В Новом здании библиотеки развернута выставка «Из истории русской школы: от монастырского образования до ЕГЭ». (12+). Она охватывает период от Древней Руси до наших дней и представляет самые интересные издания из фондов РНБ, посвященные реформам образования, передовым методам обучения, а также известным российским педагогам. Посетители узнают о создании первых русских школ и о распространении грамотности в российских регионах. В числе книг, представленных на выставке, можно выделить «План к установлению народных училищ в Российской империи…» (СПб, 1785), составленный создателем первой русской общеобразовательной школы специалистом по педагогике из Австрии Федором Янковичем де Мириево. Среди экспонатов — «Материалы для истории просвещения в России в царствование императора Александра I» Михаила Сухомлинова (СПб, 1866), «О народной грамотности и устройстве возможного просвещения в народе…» Николая Щербины (СПб, 1863), «Наши классические гимназии» Федора Струве (Одесса, 1869) и другие. Посетители также смогут ознакомиться с таблицами «Первоначального курса обучения», составленными Василием Жуковским в начале 1850‑х годов, с рисунками предметов и явлений и их зашифрованными названиями на четырех языках. Мемориальный музей А. В. Суворова Музей представил публике выставку «Слава, запечатленная в фарфоре» (0+). Событие приурочено к 210‑й годовщине Бородинской битвы. Выставка организована совместно с фондом «Императорское общество поощрения художеств» и представляет коллекцию из 29 фарфоровых скульптур русских генералов, созданную коллективом российских скульпторов и художников по фарфору. В числе скульптур изображения императора Александра I, Михаила Илларионовича Кутузова, Михаила Богдановича Барклай‑де-Толли, Петра Ивановича Багратиона, Михаила Андреевича Милорадовича, Дениса Васильевича Давыдова и других заслуженных генералов. Экспозиция продолжает традицию совместных проектов музея с фондом, начало которой было положено выставкой «Фарфоровая армия Дрезденской мануфактуры». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Здесь представлена выставка фотографий Андрея Басманова «Город окаменевшей водки» (0+). С начала 2000‑х, используя любительскую цифровую фототехнику и мобильный телефон, он снимает, пытаясь запечатлеть вневременной облик и атмосферу Ленинграда, города его родителей — художницы Марины Басмановой и поэта Иосифа Бродского. «Все мы живем в городе, густо населенном призраками. Необязательно — людей…» — пишет сегодня Андрей Басманов. На его снимках — портрет города, сделанный с огромной любовью и с не меньшей горечью: практически пустые, заснеженные улицы, кирпичные стены в глухих петербургских дворах, городские пространства с не всегда определяемой топографией, вид из окон многокомнатных коммуналок. Для своих работ фотограф чаще всего выбирает оттенки сепии — тот самый «цвет окаменевшей водки». Лишь в некоторых появляется цвет, но такой скупой, что воспринимается как монохром. Интерьеры на снимках Андрея Басманова — одновременно и продолжение городского пейзажа (та же населенность призраками), и натюрморт — жизнь и смерть вещей в пространстве. Музей истории города 8 сентября в Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы откроется выставка работ художников — свидетелей трагических событий блокады Ленинграда. (0+). Всего в экспозиции будет представлено около 30 рисунков и линогравюр, запечатлевших образы ленинградцев и облик осажденного города в годы Великой Отечественной войны и блокады. Зарисовки и рисунки, сделанные художниками в осажденном городе в 1941 – 1944 годах, составляют основную часть выставки. Дополняют экспозицию работы, выполненные на блокадную тему, но уже после освобождения Ленинграда от блокады и окончания Великой Отечественной войны. Вход на выставку свободный. Русский музей В Садовом вестибюле Михайловского дворца музей открыл выставку «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (конец 1720‑х — 1732) (0+). Портрет поступил в Русский музей в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина была окончательно подтверждена лишь в середине 2010‑х годов в результате разностороннего исследования и реставрации, которая была поручена ведущему реставратору мастерской масляной живописи Н. Романовой. В процессе расчистки выяснилось, что авторская живопись портрета вполне сохранна. В результате удаления поздних записей внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу. Автор не до конца завершил портрет, однако это не лишает произведение выдающихся художественных качеств. Публикация новооткрытого портрета — сенсация в изучении искусства петровского времени. Существует предположение, что моделью Никитину служил другой выдающийся живописец петровского времени Андрей Матвеев. Иван Никитич Никитин — один из «птенцов гнезда Петрова», своего рода символ обновления национальной художественной жизни, начатого великим преобразователем России. В Русском музее хранится несколько работ Никитина, каждая из которых является ярким свидетельством «культурной революции», происшедшей в России в эпоху Петра Великого. Выставку дополняют другие живописные произведения Ивана Никитина из собрания Русского музея.
Вернисаж: выставки в Петербурге с 4 сентября 2022
4 минуты
4 сентября 2022