Найти тему
Логопед дает совет

Речевое развитие ребенка с 3 до 4 лет

При нормальном развитии внимание ребенка всегда сосредоточено на предметной деятельности или эмоциональном общении. Это доказал в своих трудах советский психолог Д. Эльконин
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

У детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года. Больше всего малышей этого возраста занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, умение общаться с помощью языка, чтобы в играть со сверстниками, выходит на первое место.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

  • сказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
  • обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
  • говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
  • строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше, но присутствие таких ошибок пока остаётся нормальным явлением;
  • использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
  • правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
  • правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л), а вот свистящие должны уже появиться;
Словарный запас около 1500 слов.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Кроме того, развитие речи трехлеток отличается словотворчеством, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. На свой манер ребенок пытается проверить и испытать законы построения слов.

Слова-осколки: Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
Прибавление к корню чужого окончания:
Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
Синтетические слова:
ВорунИшка — вор и врунишка (3 года 6 месяцев).

Такие эксперименты нас неизменно умиляют и являются несомненно новым скачком в развитии речи.

У ребенка есть отклонения от нормы, если в 3 года он:

  • испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
  • к 4 годам неправильно произносит более 5-7 звуков (трехлетним малышам это еще разрешается);
  • использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных (бибика, чух-чух, мяу, ава);
  • имеет маленький словарный запас;
  • испытывает трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);

говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Если вы замечаете у ребенка эти проблемы, стоит обратиться за консультацией к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями, и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Как родителям развивать речь ребенка четвертого года жизни самостоятельно

Приемы развития речи детей 3-4 лет при желании можно освоить самостоятельно.

Если регулярные занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.

2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в речи в течение нескольких дней.

3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Мягко поправляйте его, если он произносит их неправильно.

4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

6. Не забывайте хвалить и поощрять малыша за успехи.

7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультфильме.

9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

10. Играйте с ним в словесные игры.

  • «Кто говорит?» . Запишите голоса родственников и знакомых на телефон и учите различать на слух голоса.
  • «Что где лежит?» Спрашивайте, где лежит тот или иной предмет, так ребенок узнает и закрепит названия предметов посуды, быта и научится использовать предлоги.
  • «Это съедобное или нет?». Нет необходимости описывать смысл игры, она знакома нам с детства.
  • «Чем отличаются предметы?». Рассматривайте, трогайте и сравнивайте предметы по длине, ширине, цвету, фактуре, теплу. Так ребенок научится сравнивать: «....длинный, а ..... короткий», «... теплый, а .... холодный» и т.д.
  • «Опиши предмет» и т. д. Учите ребенка описывать предметы по схеме
-4

После 3 лет ребёнку нужны более серьёзные игрушки для развития моторики рук, которые будут помогать ему в формировании речевых навыков и сноровки. Для этого предлагайте игры с мелкими деталями (пазлы, конструктор, головоломки, мозаики). Поощряйте игры с песком, глиной, пластилином.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Обязательно научите его завязывать шнурки, вырезать ножницами.

Используйте в играх куклы-перчатки и пальчиковые куклы: устройте вместе со своим ребёнком дома настоящий кукольный театр.

Пальчиковые игры - один из способов развития моторики и речи. На канале «Логопед даёт совет» большая подборка пальчиковых и кинезиологических игр. Подписывайтесь на мой канал и играйте с ребенком. Ставьте 👍, если статья была полезной.

Про речь ребенка 2 лет писала тут👇

https://zen.yandex.ru/media/id/5ffc659c5a009c24736b79cc/6312e520cd364a0ce8090b5a