При нормальном развитии внимание ребенка всегда сосредоточено на предметной деятельности или эмоциональном общении. Это доказал в своих трудах советский психолог Д. Эльконин
У детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года. Больше всего малышей этого возраста занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, умение общаться с помощью языка, чтобы в играть со сверстниками, выходит на первое место.
Нормы развития речи ребенка в 3 года
Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:
- сказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
- обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
- говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
- строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше, но присутствие таких ошибок пока остаётся нормальным явлением;
- использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
- правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
- правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л), а вот свистящие должны уже появиться;
Словарный запас около 1500 слов.
Кроме того, развитие речи трехлеток отличается словотворчеством, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. На свой манер ребенок пытается проверить и испытать законы построения слов.
Слова-осколки: Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
Прибавление к корню чужого окончания:
Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
Синтетические слова:
ВорунИшка — вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
Такие эксперименты нас неизменно умиляют и являются несомненно новым скачком в развитии речи.
У ребенка есть отклонения от нормы, если в 3 года он:
- испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
- к 4 годам неправильно произносит более 5-7 звуков (трехлетним малышам это еще разрешается);
- использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных (бибика, чух-чух, мяу, ава);
- имеет маленький словарный запас;
- испытывает трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
говорит слишком быстро.
Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.
Если вы замечаете у ребенка эти проблемы, стоит обратиться за консультацией к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями, и не смогут самостоятельно помочь малышу.
Как родителям развивать речь ребенка четвертого года жизни самостоятельно
Приемы развития речи детей 3-4 лет при желании можно освоить самостоятельно.
Если регулярные занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.
1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в речи в течение нескольких дней.
3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Мягко поправляйте его, если он произносит их неправильно.
4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
6. Не забывайте хвалить и поощрять малыша за успехи.
7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультфильме.
9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
10. Играйте с ним в словесные игры.
- «Кто говорит?» . Запишите голоса родственников и знакомых на телефон и учите различать на слух голоса.
- «Что где лежит?» Спрашивайте, где лежит тот или иной предмет, так ребенок узнает и закрепит названия предметов посуды, быта и научится использовать предлоги.
- «Это съедобное или нет?». Нет необходимости описывать смысл игры, она знакома нам с детства.
- «Чем отличаются предметы?». Рассматривайте, трогайте и сравнивайте предметы по длине, ширине, цвету, фактуре, теплу. Так ребенок научится сравнивать: «....длинный, а ..... короткий», «... теплый, а .... холодный» и т.д.
- «Опиши предмет» и т. д. Учите ребенка описывать предметы по схеме
После 3 лет ребёнку нужны более серьёзные игрушки для развития моторики рук, которые будут помогать ему в формировании речевых навыков и сноровки. Для этого предлагайте игры с мелкими деталями (пазлы, конструктор, головоломки, мозаики). Поощряйте игры с песком, глиной, пластилином.
Обязательно научите его завязывать шнурки, вырезать ножницами.
Используйте в играх куклы-перчатки и пальчиковые куклы: устройте вместе со своим ребёнком дома настоящий кукольный театр.
Пальчиковые игры - один из способов развития моторики и речи. На канале «Логопед даёт совет» большая подборка пальчиковых и кинезиологических игр. Подписывайтесь на мой канал и играйте с ребенком. Ставьте 👍, если статья была полезной.
Про речь ребенка 2 лет писала тут👇
https://zen.yandex.ru/media/id/5ffc659c5a009c24736b79cc/6312e520cd364a0ce8090b5a