Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Подпоясаться — так до Берлина. Изучаем фронтовые ремни на примере изделия фронтовика Демчишина

Оглавление

Андрей Мегас

Представив облик советского бойца или командира времен Великой Отечественной войны, читатель легко назовет характерные детали их экипировки. Пулемет РПД с магазином-диском, похожим на щит воина азиатского эпоса, буденовку и каску-«халхинголку», игольчатый штык винтовки Мосина, серую шинель… А такую неотъемлемую деталь обмундирования, как поясной ремень, наверняка забудет. В лучшем случае — скажет о пряжке со сверкающей на солнце звездой… Заполним этот пробел — вспомним основные виды ремней, которые носили наши деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны.

Раз шпенек, два шпенек

Путь к введению в Красной армии нескольких образцов ремней начался с упорядочивания ношения амуниции пехотинца после хаоса Гражданской войны. Чтобы все предметы экипировки воина были на своих местах, нужно было позаботиться о «платформе», на которой они должны крепиться. Точкой отсчета стал июль 1932 года, когда военнослужащие получили полноценную портупею, названную в приказе Реввоенсовета СССР №220 частью единого походного снаряжения.

Сын полка с поясным ремнем довоенного образца
Сын полка с поясным ремнем довоенного образца

Главным ее элементом, кроме наплечного ремня на левое (через три года — через правое) плечо, стал ремень, охватывающий поясницу военнослужащего, поэтому именуемый поясным. В 1932 году в войска поступила Инструкция по пригонке, сборке и сбережению единого походного снаряжения начсостава РККА. Описанные в ней требования к ремням потом перекочевали в аналогичные наставления, касающиеся рядовых. Предусматривались три номера размеров, от которых зависела длина ремня: 1-й — 950 мм (талия 70—82 см), 2-й — 1050 мм (80—92 см) и 3-й — 1150 мм (90—102 см).

Ремни поясные одношпеньковые довоенного образца, выделки 1944 года и точная современная копия
Ремни поясные одношпеньковые довоенного образца, выделки 1944 года и точная современная копия

Самым массовым среди бойцов и сержантов было схожее с гражданским кожаное (из телячьей непрессованной кожи) изделие, производимое на ряде предприятий легкой промышленности СССР с конца 1920-х годов. Коричневый материал имел разные оттенки, пряжка была выполнена из белого металла, который мог черниться или оцинковываться. Его пряжка рамочного типа носила один шпенек (зуб, продеваемый в отверстия), ширина — около 35 мм.

Первый вариант поясного ремня для комсостава (образца 1932 года) имел ширину 50 мм, толщину 2,5 мм, внешне отличался характерной фигурной прострочкой и главной особенностью — пряжкой на двух шпеньках (см. главное фото). Ремни были самых разных оттенков — от темно-коричневых до красно-коричневых и охристых. Черный вариант шел к автобронетанковым комбинезонам — суконному стального (позже — синего) цвета и кожаному черному.

Командирский ремень образца 1935 года
Командирский ремень образца 1935 года

Вскоре в войска поступил еще один образец — командирский ремень, порожденный приказом НКО № 176 (декабрь 1935 года). Он был тех же пропорций, но композитный, из двух склеенных слоев натуральной кожи около 3 мм каждый. Слои проклеивались с тщательной заделкой места соединения во избежание расслаивания изделия. Конструктивной особенностью ремня стала бесшпеньковая пряжка сложной формы — из латунной рамки (6 х 5 см) с вписанной в нее прорезной звездой. Вещь застегивалась на латунный шарик (в просторечье — бобышку), снабжалась полукольцами под плечевые ремни, украшалась фигурной прострочкой.

Во время войны благодаря ленд-лизу в Красной армии появились ремни американского образца с квадратной латунной, оцинкованной одношпеньковой пряжкой.Они отличались креплением шпенька посередине, а не на задней рамке, как это практиковалось и в СССР.

Коррективы военного времени

«…Текстильная и легкая промышленность были исключены из перечня предприятий, где бронируется рабочая сила на время войны… не было достаточно… резервов топлива. Транспорт у этих отраслей промышленности… мобилизован в армию, а запасы материалов нормировались… днями… при этих условиях легкая и текстильная промышленность очень быстро «почувствовали» войну», — так описывал трудности в отраслях начальник Главного управления тыла РККА Андрей Хрулев в рукописи неизданной книги «Записки интенданта».

Ремень поясной образца 1941 года, современная точная копия
Ремень поясной образца 1941 года, современная точная копия

Проблемы в производстве кожизделий срочно закрывались: на вооружение поступали запасы из тыловых складов, в том числе ремни выделки дореволюционного времени. Также стали массово изготавливаться поясные ремни фронтового времени: например, брезентовый образца 1941 года с кожаным усилением. Он вырос в длине — до 1200 мм, но похудел до 1 мм в толщину. Середина изделия была из брезента, а его концы — с отверстиями и креплением под пряжку, что в первую очередь подвергалось износу, дополнялось полосами сыромятной кожи.

Советский пехотинец с брезентовым ремнем образца 1941 года
Советский пехотинец с брезентовым ремнем образца 1941 года

В 1941-м в войска массово пошли полностью брезентовые ремни длиной 115 см: быстро приходящие в негодность, они оперативно восполнялись. Сырья же для кожизделий, по свидетельству Андрея Хрулева, сильно не хватало: «В 1940 году наша промышленность производила около 40 тысяч тонн дубителей, а в 1944-м выпуск составил всего 10 тыс. тонн». Постепенно кризис преодолели за счет перехода на другое сырье и поставку выделанных кож по ленд-лизу, к осени 1943 года рост военных заказов к общему валовому выпуску кожевенно-галантерейных изделий составил 85,2%.

Ремни поясные образца 1941 года производства военного времени из кожи и брезента
Ремни поясные образца 1941 года производства военного времени из кожи и брезента

На фронте ситуативный недостаток ремней восполнялся трофеями: германские, румынские, итальянские довоенной выделки, а также производства 1939—1941 годов запомнились качеством и износостойкостью. Начиная с 1942-го качество материала немецкого (самого массового) ремня стало падать: буйволиную кожу заменила телячья, смешиваемая при выделке с эрзацем из древесных шлаков.

Советский автоматчик с трофейным ремнем, нацистская свастика в центре пряжки пробита
Советский автоматчик с трофейным ремнем, нацистская свастика в центре пряжки пробита

Советские солдаты носили трофейные ремни с алюминиевыми пряжками и надписью Gott mit uns («С нами Бог»), без символики или с ней, только с переделкой: зачастую пробивали в пряжке дыру. Она часто закрывалась поверх большой красноармейской звездочкой крупного (зимнего) образца, продетой в отверстие и закрепленной поверх свастики. Такой коллаж нес символичный посыл — звезда одолела свастику.

Наденешь и в темноте

Вот два кожаных ремня военного образца — оригинальный 1944 года и его современная точная копия.

Советские бойцы с брезентово-кожаными (по краям) и офицерским (в центре) ремнями
Советские бойцы с брезентово-кожаными (по краям) и офицерским (в центре) ремнями

Подобные вещи из телячьей кожи делались как на гражданских производствах, перепрофилированных под выпуск военной продукции, так и в фронтовых мастерских. Длина — 1200 мм, ширина — 35 мм, толщина — около 2,7 мм. Рамка пряжки снабжена трубочкой, что позволяет уменьшить износ ремня во время его затягивания: дудочка крутится, но материал изделия о планку не вытирается, без усилия проскальзывая в нужную сторону.

Край, охватывающий стальные рамку и шпенек, пришит к материалу ремня тремя крупными горизонтальными швами. Зачем, казалось бы, так много, хватило бы и одного?! Станет понятно, когда понадобится подпоясаться в ночной тьме. Место на ремне, за которое удобно ухватиться при затягивании на талии, прекрасно определяется благодаря тактильным ощущениям: суровая нить, бугрясь крупными стежками, сигнализирует — браться нужно здесь.

Ветераны вспоминают (из сборников интервью проекта «Я помню» Артема Драбкина):

Ирина Яворская, медсестра:

— Я помню, что ватные штаны, которые выдали зимой, мне были страшно велики: провалилась, как в комбинезон, и узкий брючный ремень этих штанов у меня был выше груди, под мышками затягивала. Поверх этого надевала гимнастерку и на талии затягивала обычный широкий ремень.

Офицер конной артиллерии в портупее образца 1935 года
Офицер конной артиллерии в портупее образца 1935 года

Мукуч Бекчан, фронтовой разведчик:

— Финский нож носили всегда: продевали его в ремень. Изделия довоенного изготовления были хорошие — со временем не растягивались, никогда не трескались и уж тем более не рвались.

Александр Бондарь, танкист:

— Когда я шел в атаку, люк был закрыт, но не на защелку. Один конец брючного ремня я цеплял за защелку люка, а другой пару раз обматывал вокруг крюка, державшего боеприпасы на башне, чтобы если что — головой ударил, ремень соскочит, и ты выскочишь из горящей машины.

Советские офицеры после парада в офицерских портупеях
Советские офицеры после парада в офицерских портупеях

Татьяна Самохвалова, медсестра:

— Звание мне присвоили — старшина медслужбы. Попала я под Стрельну в тот момент, когда моряки шли в рукопашную в лесу. В двух руках были ремни пряжками наружу, и ими они дрались с немцами. Это было жуткое зрелище.

Командирский ремень образца 1935 года
Командирский ремень образца 1935 года

Алексей Калабин, связист:

— В ночь с 1 на 2 октября нам был дан приказ форсировать Днепр. Наша лодка была подбита. Ничего не оставалось, как вплавь добираться до берега. У меня за ремнем — телефонный провод, с помощью которого должны связь тянуть. Выскочили на берег и пошли в атаку.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Знак защитника пяти континентов. Путь красной звездочки от Древнего Шумера до современности