Найти тему

Что может мешать ребёнку с аутизмом достичь хороших результатов в АВА-терапии?

Вы уже знаете, что АВА-терапия занимается развитием различных навыков, используя специальные методы обучения, такие как четкая структура урока, использование определенных подсказок, поощрений, план коррекции ошибок и так далее.

Мы часто публикуем истории, которые рассказывают о том, насколько эффективна АВА-терапия, приводим примеры того, как дети добиваются в короткие сроки больших результатов, но иногда прогресс происходит не так быстро, как бы хотелось. Это может быть связано с тем, что вашему ребёнку нужно больше времени на усвоение навыков или же с другими причинами, которые могут возникнуть в процессе АВА-терапии. Разберем некоторые из них.

Чрезмерная зависимость от ограниченных поощрений

Иногда родители говорят: мой ребенок ничего не хочет. Бывает так, что у ребенка действительно ограниченный репертуар поощрений.

Обычно так происходит с пищевыми поощрениями или с планшетом. Если это поощрение надоело ребенку, он им насытился, то он напрочь откажется заниматься. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно расширять репертуар поощрений. Грамотный педагог начинает каждое занятие с тестирования мотивационных стимулов, наблюдает за ребенком – что новенького ему сегодня понравится. Нет поощрения = нет урока — это очень четкая формула в АВА-терапии.

Что еще можно сделать?
Прореживать поощрения: в начале обычно соотношение 1:1, то есть поощрение выдается после каждого выполненного задания. Потом — 1:2 и так далее. Но за каждый новый навык всегда дается бОльшая порция поощрения или на более долгое время.

Чрезмерная зависимость от подсказок

Ребёнок не выполняет задание, пока не получит подсказку. Увы, такое бывает. Дети с ОВЗ очень часто подсаживаются на подсказки, даже порой ищут их глазами, считывают по нашему выражению лица правильный ответ. Это называется непреднамеренные подсказки.

Детский инклюзивный центр "Моя Планета"
Детский инклюзивный центр "Моя Планета"


Что можно сделать?

В первую очередь — взрослому следить за собой и своими движениями. Иногда непроизвольные жесты (кивки головой, беглый взгляд на правильный ответ) могут служить такой же подсказкой, как и физические или словесные подсказки.

Кроме того, используя подсказку, мы должны прежде всего думать о том, насколько тяжело её будет убрать и, естественно, лучше использовать подсказки, которые легче убрать. Например, если мы учим ребёнка собирать пазл или сортер, то лучше всего использовать жестовую подсказку, а не словесную («ну давай, делай», «возьми этот кусочек»), так как словесную сложнее будет убрать.

Отсутствие функциональной коммуникации

К сожалению, это довольно частая причина простоя в АВА программе. Нам всем очень хочется, чтобы ребенок заговорил. Конечно, все родители хотят речь, ведь речь – один из индикаторов, если хотите, «нормальности» человека. Если речи нет, нам страшно, что ребенка не будут воспринимать как равноправного члена общества. Но часто в погоне за речью, мы забываем, что общение должно быть, прежде всего, функциональным. И не важно, в каком формате оно происходит – традиционном, речевом, жестами, или с помощью карточек пекс. Главное, что ребенок может выразить свои потребности. Если у ребенка нет функциональной коммуникации (пусть даже альтернативной), нет просьб, нет выражения своих желаний – то все остальные навыки, как академические, так и социальные - будут простаивать.

Отсутствие обобщения навыков.

В этом случае ребёнок не реагирует на инструкции или стимулы, если они не заданы привычным для него образом или в привычной рутине. Например, различает цвета только на карточках, а в жизни не различает. Или выполняет инструкцию, только когда говорят громким голосом, или когда она дается только одним конкретным педагогом, а другого как будто не слышит.

Эта проблема требует немедленного обобщения навыков. Например, если ребёнок научился различать цвета на занятии, начинайте учить его различать цвета игрушек дома, цвета машин на улице, цвета бытовых предметов в гостях у бабушки и так далее.

Описанные выше проблемы не являются единственными, но они в большей степени зависят от взрослых, поэтому родителям очень важно советоваться с грамотным поведенческим аналитиком и продумывать заранее методы обучения, способы сокращения подсказок и возможности обобщения навыков.

На тренинге Пирамидальный подход в образовании детей с ОВЗ мы рассказываем родителям и специалистам, как избежать ошибок в АВА программах и как должна быть организована среда обучения для особого ребенка.

Участникам выдается международный сертификат и российское свидетельство установленного образца, с внесением в федеральный государственный реестр.

Запись на ближайший онлайн тренинг Пирамидальный подход: 04-07 октября 2022, тренинг проходит с 12.00 до 17.00 по Москве,

Получить больше информации о тренинге и подать заявку вы можете на сайте https://site.moaplaneta.ru/piramida или по e-mail training@moaplaneta.com

#АВАцентрМояПланета #АВАтерапия #АВАдлямамы #Аутизм #Аутизмпобедим #АВАкурс #АВАнеработает #Пирамидальныйподход #карточкипекс